Отчёт о поездке в Японию и тренировках в Яманаси додзё . Часть 5 (май 2014)

Кофу
Улитка в музее ювелирного искусства

Отчёт о поездке. Часть 1

Отчёт о поездке. Часть 2

Отчёт о поездке. Часть 3

Отчёт о поездке. Часть 4

Отчёт о поездке. Часть 5

Отчёт о поездке. Часть 6

Утро следующего дня началось со ставшей уже традиционной прогулки по окрестностям. Половина нашей группы в составе меня и Ани усердно осваивала местные достопримечательности и торговые точки, в то время, как вторая половина группы писала отчеты, сортировала фотки и предавалась заслуженному отдыху.

Следующим пунктом в нашем плане было посещение музея ювелирного искусства.

Музей ювелирного искусства

Нарезав штук пять кругов в радиусе около полукилометра (и все благодаря потрясающей точности карты города, полученной из рук туристического центра), но так и ничего не найдя, мы прибегли к помощи второго информационного бюро. Там выдавались визитки со схемой проезда к музею. И тут меня начали терзать смутные сомнения, что в геодезии и картографии Японии работают исключительно наемные рабочие из Китая. Либо нас пытались сознательно злостно дезинформировать из–за боязни, что мы выведаем какие–то национальные секреты ювелирного производства. Схема проезда абсолютно не соответствовала действительности. В поисках мы прибегли теперь к интернету и плавно пошли уже на шестой круг, когда (о, чудо!) увидели знакомую по рекламе вывеску на здании, находящемся совсем недалеко от гостиницы.

Кофу
По дороге к древнему храму

Отступая от темы, скажу, что проблема с ориентацией на местности по карте в Японии была постоянной, нерешаемой, и присущей не только нам, но и местным жителям. Такое ощущение, что страна сплошь населена потомками Христофора Колумба, который вместо Индии попал в Америку, но по пути заплывал в Японию, просто история об этом умалчивает. А водители такси, так это же просто правнуки Ивана Сусанина какие–то. Наверное, на эту работу существует специальный кастинг из раздела «завези гайдзина подальше и там его брось». По этому поводу немного подробнее в статье о Киото.

Ну, так вот, найдя с такими трудностями ювелирный музей, мы устремились туда, как к вожделенному источнику. Экспозиция была небольшая, но интересная. В это время проходила выставка изделий глиптики из Западной Европы, один зал был полностью посвящен геммам. Зная, насколько сложен труд изготовления подобных вещей, я с восхищением и трепетом переходила от одного экспоната к другому. Потрясающие своей точностью картины в виде камей и инталий из слоистого серого агата и сердолика словно просвечивали нежным светом изнутри, создавая полутона путем поистине ювелирного маневрирования мастера на грани разноцветных слоев.

На отдельной витрине был наглядно представлен процесс изготовления камеи с головой девушки путем выкладки заготовок на разных этапах обработки. Позднее в одном из ювелирных магазинов Кофу мы увидели такую же камею уже в виде готового медальона. Отдельным залом шли работы ювелиров Кофу. Впечатлила улитка с панцирем из тигрового глаза, ползущая по куску обсидиана. Очень живо и натуралистично.

Еще понравилась изготовленная из местного розового кварца скульптурка на буддистскую тематику. Как я поняла, в Яманаси есть богатые месторождения аметистов (лиловые друзы украшают витрины многих магазинчиков, много всевозможных украшений из аметистов, и даже на местной ярмарке мы видели винно–сумрачные кристаллы), розового кварца и горного хрусталя. Поэтому Кофу является ювелирной столицей Японии, а количество всевозможных музеев и выставок на эту тему удивляет.

Кофу
Древний храм в окружении цветов

Еще одна интересная особенность музея — возможность наглядно увидеть процесс изготовления всяческих украшений и даже поучаствовать в нем самому. В отдельном зале были установлены сверлильные станки, шлифовальные машины, рабочие столы, оснащенные набором увеличительных стекол на ножках и чуть ли не микроскопами. В коробочках на столах лежали заготовки для бусин, медальонов, колечек, все можно было посмотреть, потрогать. Седые бабульки и школьники под руководством специалистов с увлечением осваивали замысловатые секреты изготовления каких–то там штучек. Причем, на мой взгляд, пожилые дамы далеко опередили в азартном интересе школьников.

Далее располагался небольшой магазинчик, где Ане приглянулось красивое колечко из платины с изображением Фудзи. Решив, что стоит сначала поразмыслить над актуальностью покупки и подсчитать дебет с кредитом, мы отправились в гостиницу, чтобы уже оттуда всем вместе пойти в додзе.

Экскурсия в старый храм

После тренировок Такено и Накагава опять решили устроить нам небольшую экскурсию по местным дивностям. Оставив машину в районе вокзала на стоянке, мы отправились пешком через переезд сначала вдоль железной дороги, затем свернули к видневшейся из–за буйно разросшихся деревьев фигурной многоступенчатой крыше.

Первыми нас встретили массивные деревянные ворота. Огромные (в 3–4 обхвата) деревянные столбы–колонны ворот были выточены из цельных стволов каких–то гигантских деревьев и приобрели от времени тот коричневый золотисто–шоколадный оттенок, который так наглядно говорить о древности, как такого же оттенка загар на коже у девушек об отдыхе в теплых странах. Пройдя мимо ворот, мы попали в удивительное место — на территорию старого храма.

Кофу
Наш специальный корреспондент пытается
мимикрировать под растительность

Это место очаровывало странноватой и своеобразной красотой. В первую очередь, поражало отсутствие людей. И это в двух шагах от центра города. Во–вторых, окрестности храма были лишены назойливого внимания садовников уже достаточно много времени — деревья росли как попало, ветки переплелись, на тропинках лежали подсохшие хрупкие плоды–шишечки, сухие листья. На фоне идеально выстриженных шедевров местного садово–паркового искусства место выглядело заброшенным. Недалеко от входа располагалась строительная площадка, какие–то кучи песка, камней, стоял лилипутский экскаватор, больше похожий на игрушечный.

Рядом возвышалось обветшавшее здание с устремленным в вечернее небо позолоченным фениксом на крыше. На этом следы недавнего присутствия людей заканчивались, а мы двинулись дальше, обходя возникающие препятствия в виде опрокинутых каменных плит. Заросшие тропинки подкидывали под ноги мшистые камни, опутывали ноги травой и, казалось, мешали дальнейшему продвижению. Проливаясь между деревьями, заходящее солнце купалось в мутном, с зелеными разводами тины, пересыхающем пруду. Под склонившимися в воду кустами тягучую зеленовато–маслянистую гладь тревожил выступающий плавник такого же зеленовато–бурого старого огромного карпа.

Он казался единственным живым хозяином этих мест, свидетелем постепенного ветшания и умирания. Пруд стал настолько мелким, что, то ли плывя, то ли ползя по дну, карп выставлял на солнце чернеющую спину. Пройдя мимо пруда, мимо каменных фонарей и серых статуй, покрытых, словно проказой, разноцветными пятнами лишайников, и смотрящих на мир полуприкрытыми глазами, мы вышли к высокому многоярусному деревянному строению с резной крышей. Белоснежные кустики азалий у подножия освежали пейзаж и придавали зданию торжественный вид.

Кофу
Поросшая лишайником статуя Будды

Далее тропинка поворачивала к подножию холма и прыгала вверх отполированными временем каменными ступенями, усыпанными сухими листьями. Справа за сетчатой загородкой тугими пестрыми стрелами зеленели стволы бамбука. Молодые побеги в бордовом бархатисто–пушистом одеянии пробивали сухой листвяный ковер острыми пирамидками. На ощупь они казались покрытыми бархатной шубкой упругими и живыми.

Слева на склоне расположилось старое кладбище. В спускавшихся на землю теплых влажных сумерках серые камни могильных плит, покрытых иероглифами, выглядели таинственно. Чернеющая на фоне светлого закатного неба крыша пагоды казалась странным иероглифом, выведенным гигантской рукой на листе неба с прожилками облаков. В вечерней тишине каждая веточка, каждый лист, каждый камень застыли в немом ожидании и всем своим видом напоминали о тонкой грани бытия, за которой притаилось что–то непостижимое. Мы непроизвольно притихли и стали разговаривать полушепотом.

Каждый почувствовал присутствие тайны, растворившейся в воздухе и покоившейся в этом безлюдном месте. Тихо, словно боясь потревожить уснувшее неведомое, мы отправились в обратный путь с ощущением, что заглянули за границу повседневного мира, мира, в котором живем, но так и не поняли, что же мы там увидели. Просто наверное не доросли до этого понимания… Дети, подглядывающие в замочную скважину бытия…

Продолжение повествования...

Горелова Софья