Отчёт о поездке в Японию и тренировках в Яманаси додзё . Часть 3 (май 2014)
|
Утро в Кофу. Вид на Фудзи |
Отчёт о поездке. Часть 1
Отчёт о поездке. Часть 2
Отчёт о поездке. Часть 3
Отчёт о поездке. Часть 4
Отчёт о поездке. Часть 5
Отчёт о поездке. Часть 6
Утро началось с попытки рассмотреть в зеркало собственную спину. На правой лопатке красовался фиолетовый синяк приличных размеров. На левой — чуть поменьше, но не менее фиолетовый. Локти были счесаны. Пришлось доставать аптечку. В силу своей специальности я презрела поговорку «сапожник без сапог» и взяла в дорогу полчемодана всевозможных лекарств. Удивляюсь, как на таможне меня не приняли за драгдилера и не притормозили. Достав в меру липкую и вонючую мазь, я со страдальческим видом начала намазывать спину. И вспомнила известную шутку:
– Вы что, садо–мазо? Ну так садитесь, и мажтесь!
И впрямь сижу и мажусь. И вообще, какой нормальный человек будет так стремиться заполучить кучу синяков? Следовало задуматься. Комизм ситуации заставил засмеяться. И тут я еще представила себя со стороны: сидит перед зеркалом женщина, вся в синяках, мажется липкой гадостью и дико смеется… Да… как говорится, комментарии излишни…
Все в пластырях, воняя снадобьями, мы собрались после завтрака на прогулку. Решили осмотреть расположенный неподалеку от станции замок Такеды. По пути отдельные товарищи рассказывали, что утром их, хм, несколько штормило. Обсудив, решили, что это последствия вчерашних вечерних возлияний (после суши–бара мы опять устраивали посиделки в номере с дегустацией местного вина). Правда, случившееся на следующий день заставило пересмотреть это мнение… Но пока не буду открывать тайну, все подробно расскажу в репортаже про 5 мая.
|
Ну какой русский не попытается залезть на стену замка? |
Утренняя прогулка
Замок Такеды возвышался возле станции. Какое отношение это сооружение имеет к Такеде Сингену, я так и не уяснила. Скорее всего, в один из путеводителей вкралась ошибка. Его окружала крепостная стена, а внутри располагалось что–то вроде парка. Стена не впечатлила. Крупные камни были выложены не отвесно, а под наклоном, цепляясь за них, можно было достаточно легко забраться наверх, что и проверила Ольга. Стало быть, слухи о ниндзя, лазающих по стенам, как по лестнице, не так уж и беспочвенны.
Пройдя по территории замка, мы посетили музей с экспонатами, найденными на территории замка во время реконструкции (во время строительства станции замок был частично снесен, и вновь восстановлен уже в 20 веке), полюбовались со смотровой площадки видом на город и окрестные горы, погуляли по парку, а затем решили дойти до святилища Такеды. Карта показывала сравнительную близость святилища, поэтому мы двинулись в путь и вскоре дошли до какого–то храма, который по неведению и приняли за искомый. Вокруг храма располагалось симпатичное кладбище (странное сочетание, но почему–то все буддистские кладбища выглядят довольно мило). Ослепительное солнце добросовестно заливало кладбищенское пространство ярким светом.
Пройдя между рядами камней, покрытых загадочными письменами, мы вышли к источнику, охраняемому железным драконом, возле которого стояла беседка со множеством деревянных ведерок. Видимо, ведерки предназначались для мытья памятников. Рядом располагался небольшой водоем, охраняемый каким–то божеством с ребенком на руках. В водоеме мелькали подобно конфетти маленькие золотые рыбки. Собравшись в золотое облачко, они дружно переместились к камням, где мы стояли. Подозреваю, что не из–за того, чтобы покрасоваться перед нами, а из–за меркантильных соображений о возможном завтраке.
|
Внутри буддистского храма (отэра) |
К нам подошел буддистский священник в серых одеждах и любезно предложил зайти в храм. Странно, но почему–то он был очень похож на тот памятник (только ребенка не хватало). Подойдя ко входу, он раздвинул решетчатые двери и пригласил нас внутрь. Разувшись, мы осторожно перешагнули порог (наступать на порог в буддистских храмах, да и вообще в домах, считается дурным тоном) и вступили в залитое мягким теплым светом помещение. Золотой Будда отрешенно взирал на нас из–под полуприкрытых век. Кругом располагалось множество табличек с надписями, слева стоял большой барабан. На стенах были развешены гравюры, рассказывающие о каких–то захватывающих событиях, поразительно похожие по динамичности на православные жизнеописания святых на иконах. Хорошенько осмотрев все, мы вышли опять под палящее солнце и отправились в гостиницу, т.к. уже пора было собираться на занятия.
Святилище Такеды
После тренировки сенсэй Такено и сенсэй Накагава решили показать нам синтоистский храм, известный как святилище Такеды. Если посмотреть на карту любого города Японии, мы увидим два разных значка, обозначающих храмы. Первый — знак свастики, обозначает буддистский храм, второй — знак тори (священные ворота в виде трапеции), означает синтоистское святилище. Буддистский храм посвящен, понятное дело, Будде. Синтоистский — какому–нибудь местному божеству. Для нас разница не настолько очевидна, но японцы все же четко различают храм и святилище, что, впрочем, не мешает им молиться и тут, и там. Кстати, на одной из прогулок по Кофу мы видели католический храм. Надо сказать, религия японцев отличается завидной толерантностью: они могут ходить сразу и в храм, и в святилище, и в кирху.
Ну, так вот, продолжим. Утрамбовавшись в машину, мы двинулись в сторону ближних гор и по дороге проехали какие–то древние деревянные ворота. Сверху они были крыты дранкой (деревянные дощечки, уложенные внахлест). Краска на них местами пооблезла, но выглядели они от этого не менее величественно.
Дальше дорога шла мимо симпатичных домиков с крошечными садиками, длинной сетчатой изгороди, сплошь увитой цветущими розами, и нырнула в тоннель. Проехав через тоннель, мы в скором времени оказались возле святилища. Естественно, это был вовсе не тот храм, который мы посетили утром.
К нему вел округлый мостик с красными перилами, перекинутый через ров, заполненный водой. В воде там и сям сновали золотые рыбки–переростки килограмчиков, эдак, на 6–7. Стоило только похлопать в ладоши, как они, подобно крейсерам–торпедоносцам, начинали рассекать воду прямо возле мостика под нами. За мостом дорога прыгала крутыми ступеньками вверх, к воротам–тори из серого камня. Пройдя через ворота на территорию святилища, мы увидели традиционный источник для омовений под навесом.
Почему–то дракончика–хранителя воды здесь не было. Зачерпнув ковшиком с длинной ручкой воды, нужно было омыть сначала левую руку, затем правую, затем ополоснуть рот (наверное, эта процедура придумана для тех, кто с утра забыл вымыть руки и почистить зубы). Только после этого можно было обращаться с какой–то просьбой к богам (иначе запах вчерашнего перегара мог испортить все впечатление о смирении и благопристойности).
По всей территории святилища в тени цветущих персиковых деревьев горели решетчатые фонари. В центре размещалось главное святилище, по бокам от него еще несколько молелен меньшего размера. Слева располагался крытый деревянный помост с изображением сосновых ветвей на заднике. На нем на подставке стоял черный сундук, на котором лежал старинный железный самурайский шлем. На этом помосте по праздникам шли представления театра Кабуки. Возле главного здания нас заинтересовало странное устройство в виде торчащей из земли трубки. Прислонив к ней ухо, можно было услышать громкий ритмичный медитативный стук капель воды, падающих словно в пространстве большой пустой пещеры.
|
Общее фото неподалёку от святилища Такеды |
Как оказалось, Чиэми Накагава одержима той же, что и я, страстью — страстью к фотографии. Поэтому мы на пару бродили, словно загипнотизированные, выискивая выигрышные точки для съемки и периодически щелкали фотоаппаратом. Освещение было самое благоприятное, вечерние солнечные лучи создавали мягкие тени, лица людей приобретали особую значительность, а пространство объем. Погуляв еще немного по территории, мы потихонечку двинулись к выходу, так как уже вечерело.
На выходе из храма зашли в сувенирную лавочку, где Аня приобрела себе инкан (личную печать с иероглифом), а остальные угостились местными сладостями, что–то вроде не слишком сладкого лукума в посыпке из коричневатой (наверное соевой) муки.
Затем мы отправились в гостиницу, где попрощались со своими провожатыми. Вечер завершился походом по местным ресторанчикам, где народ угощался сашими из разных сортов сырой рыбы и нарезкой сырого мяса, а я выбрала нечто более похожее на еду в моем понимании — креветки и овощи темпура (жареные в кляре). Подшучивая над вкусовыми пристрастиями друг друга, мы прикончили ужин и отправились в гостиницу отдыхать от полного впечатлениями дня.
Продолжение истории...
Горелова Софья