Айкидо и смешанные единоборства
|
Рик Эллис. Айкидока и боец ММА |
Вместо предисловия
Редакция нашего информбюро очень редко размещает на страницах сайта переводы чьих–то статей, не без оснований полагая, что гораздо справедливей излагать собственный взгляд на ту или иную проблему. Однако в данном случае ситуация не совсем обычная.
Собственно говоря, критика айкидо вещь сама по себе не новая. Одни сомневаются в его эффективности, другие заявляют о несоответствии этого боевого искусства современным требованиям рукопашного боя. В подавляющем большинстве случаев такие критики сами не являются экспертами какого–либо вида единоборств, а их мнение основывается на богатом опыте просиживания штанов у экрана зомбоящика или просмотре видеороликов в интернетах. В других случаях в боевых искусствах люди таки разбираются, однако склонны путать зелёное с квадратным или деревянным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобные критические статьи редко представляют интерес для занимающихся айкидо или адептов других единоборств.
В данном случае главный редактор информбюро не поленился и перевёл как раз критическую статью об айкидо. С одной стороны, он в очередной раз посчитал, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё раз. А с другой стороны, редактору показалось, что данный опус таки может показаться интересным кому–то из айкидок. Во–первых, автор его является не абы кем, а лично практикует Айкидо Айкикай на протяжении достаточно длительного промежутка времени. При этом он профессионально участвует в турнирах по смешанным единоборствам (ММА — Mixed Martial Arts). Во–вторых, эту статью философски прокомментировал сихан Джо Тамбу (7 дан Айкидо Ёсинкан) в своём интервью электронному журналу «Blitz».
Автор Рик Эллис (Великобритания).
Для наблюдателя со стороны, а также даже для тех, кто занимается тем или иным видом единоборств айкидо и ММА находятся на противоположных концах всего спектра боевых искусств. Айкидо известно как утончённое искусство, направленное на восприятие силы атакующего и стремление погасить конфликт с минимально возможными повреждениями и потерями. Смешанные единоборства, которые сами по себе стали самодостаточной дисциплиной, являются современным, эклектичным методом обучения, направленным на подготовку сильных, быстрых и высококвалифицированных спортсменов для участия в полноконтактных поединках.
|
В додзё Айкидо Айкикай |
В течение последних 30 лет или около того, айкидо, в большинстве своём, превращается из боевого искусства в нечто, что лишь немногим отличается от просто искусства. Айкидо, которое впервые появилось в Соединённом Королевстве в 1955 году благодаря усилиям сенсея Кендзиро Абэ, было достаточно традиционным и включало интенсивную физическую подготовку, а также ударную технику руками и ногами, как неотъемлемую часть основной программы обучения.
Кроме того, в программу обучения входили силовая подготовка и кроссы. Присутствовали такие упражнения, как отжимание на тыльных сторонах кисти, которые выполнялись от 10 до 200 раз в зависимости от уровня вашей подготовки. Во многих современных школах айкидо с трудом можно найти то, что называется «боевым духом», вместо этого боевые аспекты преподносятся как «дух гармонии». Кроме того, на тренировках вы редко увидите упражнения, направленные на что–то иное кроме как на развитие умений прыгать вверх или вниз и размахивать руками.
К большому раздражению многих представителей британского айки–сообщества, я являюсь, пожалуй, единственным человеком в Соединённом Королевстве, который имеет большой опыт изучения традиционного айкидо, а также профессионально сражается на ринге. Я получил чёрный пояс в школе традиционного айкидо «Эллис», однако я также практиковал ММА под руководством Сулеймана Раджа в борцовской школе Фарнборо и совершенствовал свою физическую подготовку в школе боевых искусств Алдершота вместе с Ником Чапманом по прозвищу «Охотник за головами».
Однако в то время, как представители федерации айкидо серьёзно упрекают меня за участие в поединках ММА, само современное айкидо подвергается непрерывной критике как со стороны публики, так и со стороны представителей других направлений единоборств. По моему мнению, чаще всего подобная критика действительно справедлива.
|
На соревнованиях ММА |
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к техникам айкидо в плане их адаптации к условиям поединков в смешанных единоборствах. Это происходит во многом благодаря тому, что знаменитый актёр боевиков Стивен Сигал начал делиться своими знаниями с членами UFC (Ultimate Fighting Championship (Абсолютный бойцовский чемпионат) — спортивная организация, базирующаяся в Лас–Вегасе и проводящая бои по смешанным правилам), в том числе с великими Андерсоном Сильвой и Лиото Мачидой.
Я восхищён тем позитивным стилем айкидо, который Стивен Сигал демонстрирует на своих ранних обучающих видеофильмах. В начальной и завершающей сценах Сигал показывает сильное и динамичное айкидо, очень похожее на то, которому я обучался у своего отца, Генри Эллиса (6 дан Айкидо Айкикай), последнего представителя ранней школы айкидо Великобритании. Как и мой отец, который был прямым учеником легендарного мастера боевых искусств сенсея Кендзиро Абэ, Стивен Сигал является человеком, который демонстрирует то айкидо, которое может считаться боевым искусством.
Именно по этой причине многие айкидоки не одобряют его мощную и жёсткую технику, которая так не похожа на те чрезвычайно преувеличенные, текучие, напоминающие танец движения, которые мы видим сегодня. В наши дни многие занимающиеся айкидо имеют какое–то псевдорелигиозное отношение к своим невнятным тренировкам, к которым они к тому же относятся спустя рукава. И потом они утверждают, что Сигал представляет айкидо в слишком жестоком стиле, в то время как они демонстрируют «искусство мира».
Что такое реальное айкидо?
Я начал заниматься айкидо в возрасте 5 лет под руководством своего отца. Занятия проходили как дома, так и в детской группе додзё «Эллис». Мой отец обучал меня искусству традиционного айкидо так, как он сам изучал его у сенсея Кендзиро Абэ в 50–х — 60–х годах ХХ века. С самого раннего возраста ударная техника руками и ногами была неотъемлемой частью моих тренировок айкидо, точно так же, как и сейчас. Нынешний дезинформированный айкидока скажет, что в айкидо нет ударов руками и ногами. Однако поверьте, в додзё моего отца они были.
|
Кендзиро Абэ со своей группой в Великобритании |
Подобные люди что–то бормочут, просматривая видеоролики с моими схватками в ММА: «Я не вижу здесь айкидо». Главная причина того, почему они не видят там айкидо, состоит в том, что они ожидают увидеть стилизованное, хореографическое, привычное для додзё айкидо, в котором два человека двигаются гармонично друг относительно друга. Многие айкидоки работают друг с другом так мягко и заботливо, что они могли бы претендовать на место в популярном телевизионном шоу «Приходите и танцуйте».
В турнирах по смешанным единоборствам мой противник совершенно не собирается находиться со мной в гармонии. Любой, кому доводилось использовать техники айкидо в реально враждебной ситуации, скажет вам, что они не имели ничего общего с теми приёмами, которые они отрабатывали в додзё каждый должен быть способен адаптировать себя и свою технику к любой ситуации, с которой ему придётся столкнуться.
Что касается меня, то айкидо находится внутри моего тела, в моём разуме. Я не делаю вид, будто с помощью стандартной стилизованной стойки айкидо предлагаю противнику самого себя на тарелочке. Наибольшая ошибка, которую можно совершить на ринге или на улице состоит в том, чтобы проиграть руку или ногу своему противнику. В этом случае вы окажетесь на земле быстрее, чем сумеете сообразить, что же произошло. Вся ваша айкигармония вылетит из вас вон.
Большинство практикующих айкидо имеют своих излюбленных уке (партнёров или тех, кто «принимает технику») для отработки приёмов. Это очередной шаг к тому, чтобы как многие старшие инструктора иметь персонального уке и путешествовать с ним по всей стране или даже за рубежом. Мой отец рассказывал, что когда Дошу Киссёмару Уэсиба много лет назад приехал в Британию, отец настаивал на том, чтобы ему позволили ассистировать. Это доставило много дополнительных хлопот организаторам, не смотря на то, что в зале присутствовало много опытных инструкторов, которые были вполне способны исполнять роль уке при работе с Дошу. Почему так?
|
Стивен Сигал и Андерсон Сильва |
Не поймите меня неправильно, я уважаю айкидо и его принципы. Я не уважаю людей, которые с их раздутым самомнением и высокими рангами пытаются исказить то, что когда–то было боевым искусством. Они пытаются превратить его в нечто наподобие квази–религии для того, что удовлетворить свою неадекватность или какие–то другие стремления. Такие люди ссылаются на так называемые принципы и идеологию айкидо, используют надуманные правила этикета в додзё (как, например, выбор собственного уке) лишь для того, чтобы избежать ситуации, в которой им придётся применять своё «стремящееся к гармонии» айкидо против оппонента, совсем не настроенного на сотрудничество. Не будем даже говорить о реальной атаке.
В некоторых школах айкидо, если у ученика присутствует боевой дух, то это зачастую порицается на том основании, что это демонстрирует «склонность к конфликту».
Мне кажется, ещё Конфуций заметил, что если вы построите свой дом (или додзё) из какой–то хрени, то в конечном итоге окажетесь полностью под ней погребённым.
Айкидо для смешанных единоборств
Способ, с помощью которого можно использовать принципы айкидо в ММА заключаются в применении эффективных и адаптированных техник.
На ринге вы встречаетесь с настоящим противником. Он не является для вас уке. Это профессиональный боец, который не собирается находиться с вами в гармонии. Вы не увидите, что я поворачиваюсь спиной к своему оппоненту. Я буду стараться применить и часто применяю болевые на запястья, разнообразные контроли локтя, однако, вы не увидите амплитудных круговых движений.
Если айкидока с ограниченным кругозором захочет немного приоткрыть себя реальности, то он может заметить бойца, который очень расслаблен как перед схваткой, так и на всём её протяжении. Немного приглядитесь, и, возможно, вы увидите очень сокращённый вариант ирими наге (бросок со входом), или ирими тенкан (вход и разворот), или успешно выполненную технику на противоходе. Возможно, мне удастся выполнить какую–нибудь другую технику, которая поможет моему противнику оказаться на ринге или даже за его пределами. То же самое можно сказать и про работу в партере. Очень часто удаётся эффективно использовать на партнёре техники коте гаеси, иккё и санкё.
|
Стивен Сигал практикует ударную технику |
Мой отец, который пришёл в айкидо после дзюдо говорил, что наилучшие мастера айкидо пришли именно из дзюдо. Это Кендзиро Абэ, Тадаши Абэ, Мицуро Наказоно, Казуо Чиба и другие. Одним из первых айкидок в Британии был сенсей Кен Вильямс — обладатель 3 дана в дзюдо. Эти инструктора знали, как приучить своё тело к максимально эффективной работе в условиях плотного контакта с противником и жёстких техник. Дзюдо — это одна из базовых дисциплин для ММА.
«Понторезы» и игрушечные самураи
Я часто читаю об айкидоках, которые действительно верят, будто их чистый разум и тело смогут помочь им в реальных уличных ситуациях. Им предстоит в этом горько разочароваться. Если вы изучаете Ки айкидо, то не ожидайте, что нападающий упадёт до того, как вы коснётесь его; он не знает, что от него ожидается именно это.
К сожалению, мы видим айкидо, которое в некоторых случаях превращается в какой–то смешной танец, включая странные примеры демонстраций техник под музыку, с использованием разноцветных лент и стробоскопической иллюминации. Ки айкидок обучают «дышать через свои носки» или пытаться сбивать яблоки с головы друг друга с помощью одной лишь силы своего ки. Он верят, что их фантастические техники реальны и заявляют, что первейшая обязанность айкидоки состоит в том, чтобы защитить нападающего от травм. Первейшая ваша обязанность — это защитить самого себя, поэтому необходимо сделать всё, чтобы быть уверенным, что нападающий не поднимется и не станет атаковать вас снова! Неужели эти люди настолько сбиты с толку, что всерьёз верят, будто смогут полностью контролировать любую враждебную ситуацию? Мне очень стыдно смотреть бесконтактные броски, которым обучают некоторые инструктора, и которые, разумеется, эффективны лишь на своих собственных уке. Поначалу у нас было просто айкидо, а затем Коичи Тохей оторвался от техник О–сенсея Уэсибы и перешёл к форме «Ки айкидо».
Я нахожу это странным, поскольку Ки и так всегда было неотъемлемой частью айкидо (отсюда и название этого боевого искусства).
Вот утверждение сенсея Годзо Сиоды (основателя школы Айкидо Ёсинкан, известной своим интенсивным обучением полиции общественной безопасности города Токио), которое подводит итог под высказанной мною ранее идеей о недостатке духа в айкидо.
|
Бесконтактная работа в айкидо |
«В наши дни айкидо столь безмерно! Однако оно полое, пустое изнутри. Люди пытаются достичь высоких рангов, не желая прилагать особых усилий. Всё это привело к тому, что айкидо сегодня напоминает танец. Вам придётся упорно осваивать основы, тренировать своё тело, а лишь затем переходить к изучению более высоких уровней... В наши дни мы не видим ничего помимо слепого копирования и попыток имитировать движения без стремления понять реальное положение дел... »
Мой отец утверждал, что никогда не стал бы изучать то айкидо, которое чаще всего преподаётся сегодня. Поясняя кому–то особенности своего айкидо, он обычно говорил: «Не приходите ко мне в поисках духовности — лучше обратитесь за этим к своему священнику. Не приходите ко мне, ожидая, что я сделаю вас лучше — это была тяжёлая обязанность ваших родителей и школьных учителей. Если вы ищите чего–то мистического, то лучше посмотрите выступление Гудини. Я же здесь для того, чтобы обучать вас боевому искусству айкидо».
Я дополню предыдущую идею выдержкой из одного письма, которое сенсей Дзиро Наказоно (сын сихана Мицуро Наказоно) прислал однажды моему отцу: «Мне 60 лет, а потому хотя я слишком молод, чтобы считать себя частью «первого поколения» европейских айкидо, тем не менее, я жил сразу вслед за настоящими воинами, которые на каждых показательных выступлениях демонстрировали техники на любом желающем, готовым выйти на татами из окружающей публики».
Когда мой отец вместе с сенсеем Тадаши Абэ приехал в Марсель по приглашению Французского иностранного легиона, их встретили два больших солдата, которые подкарауливали их по сторонам от двери с бейсбольными битами... Они были настоящими мастерами боевых искусств, и их студенты стремились следовать по их стопам. Некоторые. Другие же предпочли более «цивилизованный» путь, который ныне знаком нам как айкидо.
Статья опубликована в апрельском номере журнала «Blitz».
18.08.2012