Интервью с сиханом Джо Тамбу

Джо Тамбу сенсей
Сихан Джо Тамбу

Сенсей Джо Тамбу изучает японское боевое искусство Айкидо Ёсинкан на протяжении уже более 40 лет. За это время он имел возможность проверить свои навыки как в качестве вышибалы в наиболее оживлённых барах Мельбурна, так и на татами в одной из наиболее жёстких школ айкидо в мире — Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан в Токио. Когда редактор австралийского электронного журнала «Blitz», посвящённого боевым искусствам, отловил старшего инструктора школы «Айкидо Шудокан» для того, чтобы взять у него интервью для июльского номера (2012 год), сенсей Тамбу высказал несколько интересных идей относительно места айкидо в современном мире. Помимо этого он прокомментировал критическую статью британского айкидоки, а по совместительству бойца смешанных единоборств Рика Эллиса.

Английский айкидока и боец смешанных единоборств Рик Эллис написал статью, в которой дал довольно резкую оценку современному айкидо (хотя он сфокусировался главным образом на ситуации в Соединённом королевстве). Статья была опубликована в апрельском номере журнала «Blitz» (2012 год). Какое у вас сложилось мнение об этой статье, месте Ёсинкан в мире современного айкидо, окружающей обстановке и направлении развития этого боевого искусства в целом?

Сенсей Джо Тамбу. Я прочитал статью Рика Эллиса, опубликованную в вашем журнале, и у меня сложилось впечатление, что он имеет в виду айкидо во всём мире, не только в Великобритании. Я чувствую, что многое из того, о чём он сказал, имеет смысл, и я в целом согласен со многими из его тезисов.

Коте гаеси
Сенсей Тамбу демонстрирует
броски айкидо

Я действительно вижу много позитивного в том, что он написал. Может быть, это тревожный звонок для айкидок? Но каждый из нас должен воспринимать сказанное так, как он относится к айкидо. Я думаю, что во многом его слова были справедливы. Полагаю, что место Айкидо Ёсинкан в современном мире, как и любого другого направления айкидо, зависит от того, что оно может предложить людям.

Сенсей Дон Драгер много лет назад однажды сказал мне, что любое боевое искусство, для того, чтобы выжить, должно пройти проверку временем. До тех пор, пока у него есть нечто, что оно может предложить людям, оно будет существовать. Правильно это или нет, важно или нет, но некоторые люди никогда не станут бойцами по своей природе, и, вероятнее всего, им никогда не придётся применять свои навыки на практике. Тогда для чего им вообще заниматься айкидо? Возможно, они хотят прикоснуться к чему–то эзотерическому, или желают духовно развиваться. Кто может утверждать, что они неправы? Другие люди хотят видеть в айкидо прагматичное и эффективное боевое искусство. Кто может сказать наверняка, что эти люди заблуждаются?

Каждому из нас необходимо получать от айкидо то, чего мы хотим. Мой учитель сенсей Годзо Сиода говорил, что айкидо — это, прежде всего, боевое искусство. Если вы перестанете практиковать его как боевое искусство, то вы потеряете всё, что оно может вам дать. Это, прежде всего, будо, и это главный принцип моего айкидо. Значение айкидо в мире меняется, однако я думаю, что оно в той или иной форме будет существовать и в дальнейшем.

Несколько стилей айкидо, которые более популярны в Великобритании, чем в Австралии, имеют некоторые соревновательные элементы. Что вы думаете о тех направлениях айкидо, которые пошли по спортивному пути развития?

Сенсей Джо Тамбу. Айкидо страдает от того, что в нём отсутствуют спортивные аспекты, однако, когда айкидо превращается в спорт, то начинает страдать искусство, поскольку оно становится менее эффективным.

Техника удушения
Техника удушения в исполнении
Джо Тамбу

В айкидо выраженный акцент делается на развитии внутренней энергии, на достижении гармонии разума, тела и духа. Однако эти аспекты в айкидо, как, кстати, и у некоторых китайских искусств, несколько не соответствуют другим элементам общепринятой окружающей культуры. Это как будто бы айкидоки злоупотребляют травой или алкоголем. Такое впечатление иногда производят даже наиболее опытные и почитаемые мастера айкидо. Как вы считаете, изменяется ли айкидо с точки зрения субкультуры, и как вы лично к этому относитесь по мере того, как становитесь старше?

Сенсей Джо Тамбу. Это интересный вопрос. Я думаю, что у людей слишком короткая память. Если вы обернётесь назад, то увидите, что история всегда повторяется. Боевые искусства, как и почти всё остальное в жизни, также проходят через определённые циклы. Мне кажется, что практикуя единоборства, мы проходим периоды, когда для нас наиболее важно развитие духа, затем наступают моменты, когда наиболее важными становятся техники сами по себе, затем наиболее важным становится что–то другое. Этот процесс цикличен; когда люди довольно длительное время идут по одному пути, они могут раз за разом проходить эти циклы.

Кроме того, люди склонны к тому, чтобы сбиваться с пути. Я думаю, что даже в этом случае они будут продолжать двигаться через эти циклы, но сама спираль должна подниматься вверх, а не находиться в одной плоскости. Если петли этой спирали для додзё, или для целого боевого искусства вращаются в одной плоскости, то наступает стагнация.

Буки вадза
Отработка куми тачи

Необходимо постоянно развиваться. Я знаю, что многие люди любят говорить: «Я тренируюсь под этого человека», — или, — «Я работаю под того человека», — всё это не оправдание для того, чтобы пытаться повторить путь, который прошёл учитель. Сенсей Обата (основатель Синкендо) однажды сказал мне, что это не повод для того, чтобы становиться скучным. Вам следует постоянно добавлять ваш собственный опыт к получаемым знаниям, а также стремиться оформить его в свежем виде и представить на блюдце для последующих поколений. Это будет позволять боевому искусству жить дальше.

В том, что касается духовности, то все японские боевые искусства очень сильно проникнуты философией Дзен. Канчо Годзо Сиода однажды сказал: «Не сожалейте о прошлом. Не бойтесь будущего. Живите настоящим». На первый взгляд, кажется, что такое легче сказать, чем сделать. Однако в действительности это не так–то сложно. Если у вас нет никаких сожалений или ожиданий, то вы живёте текущим моментом и то, что вы будете делать, можно рассматривать как чистое айкидо, поскольку это делаете действительно «вы». Однако если вы беспокоитесь о каких–то других вещах, таких как, например, ценные бумаги или жизнь, то чем бы вы ни занимались, это уже будете не «вы».

Вы находитесь под влиянием множества различных факторов и других людей. Мне кажется, что это и есть ядро духовности: когда вы живете в данный момент. Вот когда вы можете начинать говорить о развитии духа. Жить в данный момент, на данный момент. До тех пор, пока этого нет, всё это просто слова из книги.

На самом деле, большинство людей читают книги об айкидо в поисках философии или руководства по жизни. Однако эти книги, точно так же, как и техники айкидо могут дать вам только то, что и так уже имеется внутри вас. Они не могут научить вас чему–то принципиальному иному или чему–то совершенно новому, иначе это будет уже что–то неправильное. Пожалуй, это и есть общее понимание мною духовности. Всё остальное — это последствия бутылки водки (смеясь).

18.08.2012