Инфляция данов в годы раннего этапа становления айкидо

Чёрный пояс
Чёрный пояс. Главная цель
для многих айкидок

В последнее время главному редактору информбюро приходится часто отвечать на вопросы, связанные с так называемой «инфляцией данов» в айкидо. Поскольку этот вопрос зачастую поднимается людьми опытными и сведущими в боевых искусствах, то обмен мнениями плавно перетекает в интеллигентную дискуссию, основная канва которой состоит в том, что, дескать, сегодня даны раздаются налево и направо просто так, без какого–либо учёта реального технического уровня претендентов. Разумеется, при этом подразумевается, что раньше такого не было, а в будущем станет ещё хуже. Словом, куда катится мир?

Редактор информбюро искренне полагает, что когнитивным искажениям подобного рода подвержены чуть более, чем все наши друзья и коллеги. Действительно, трудно не согласиться с тем утверждением, что раньше и татами были плотнее, и тренировки интенсивнее, и броски дальше, и контроли болезненнее. Что касается поясов, то они в прежние времена были гарантированно чернее, а экзамены строже.

Тем не менее, не так давно мне на глаза попалась любопытная статья Стенли Пранина (5 дан Такемусу Айкидо), опубликованная в его блоге blog.aikidojournal.com (пост от 9 декабря 2011 года). В ней один из наиболее авторитетных исследователей истории Айкидо размышляет об инфляции данов в годы раннего этапа становления этого боевого искусства.

Ниже размещён перевод этой статьи, выполненный главным редактором в свободное от работы время.


Журнал Айкидо Симбун
Мартовский номер «Айкидо Симбун»

Недавно я нашёл интересную статью в 33 номере «Айкидо Симбун», изданном в марте 1962 года. Возможно, вы помните, что Хомбу додзё Айкидо Айкикай начало публиковать эту четырёх страничную брошюру в 1959 году. Буклет регулярно выпускается до сегодняшнего дня. Завидная периодичность на протяжении 52 лет!

Моё внимание привлекло официальное объявление, включающее перечень данов, которые были присвоены на ежегодном праздновании Кагами–Бираки (древний японский национальный ритуальный праздник с демонстрацией боевых искусств. Прим.пер). В этом списке упоминались имена некоторых известных мастеров. Часть из них начали заниматься у Основателя Айкидо Морихея Уэсибы до войны, другие же присоединились к тренировкам после её окончания.

Я выбрал несколько фамилий мастеров, которые стали досточно знамениты, и добавил рядом в скобках год начала их тренировок.

8 дан
Риндзиро Сирата — (1933 год.)
Хадзиме Ивата — (1930 год.)
Такааки Ёнекава — (1932 год.)

7 дан
Морихиро Сайто — (1946 год. 16 лет до 7 дана)

6 дан
Зензабуро Аказава — (1933 год.)
Содзи Нишио — (1951 год. 11 лет до 6 дана)
Нобиёси Тамура — (1953 год. 9 лет до 6 дана)

5 дан
Хироси Като — (1954 год. 8 лет до 5 дана)
Хироси Исояма — (1949 год. 13 лет до 5 дана)

4 дан
Ёсио Куроява — (1954 год. 8 лет до 4 дана)

3 дан
Масатаке Фудзита — (1956 год. 5 лет до 3 дана)
Коретоси Маруяма — (1959 год. 3 года до 3 дана)
Катсуяки Асаи — (1955 год. 7 лет до 3 дана)

Если вы посмотрите на количество лет обучения, которое привело к получению указанного дана, то можете заметить, что в ряде случаев скорость аттестаций на очередные даны была очень высока. Например, три года до третьего дана или девять лет до шестого дана. Такие случаи должны рассматриваться как некоторое отклонение от стандартов, принятых в наши дни.

Подобный рост степеней, или, если вам угодно, «инфляция данов» были довольно обычным являением в 50–60х годах прошлого века. Причина этого состояла в том, что айкидо было довольно молодым видом боевых искусств, и являлось относительно малоизвестным широкой публике. Одним из наиболее эффктивных средств популяризации айкидо были показательные выступления. Когда айкидо демонстрировалось так называемыми «экспертами», то зрителям могло показаться странным, что люди со столь низкими степенями представляют боевое искусство. Однако, поскольку айкидо было ещё очень молодо, то мастеров, обладающих высокими данами, было не так–то много.

Кроме того, в случае с Хомбу додзё Айкидо Айкикай имело место своего рода соперничество с быстро расширяющимся Ёсинкан Айкидо, основанным Годзо Сиодой. В первые годы после окончания Второй мировой Войны школа Ёсинкан была более активна, чем практически бездействующий Айкикай, в зале которого продолжали проживать семьи, потерявшие кров в результате бомбёжек. Так как отличия между Айкикаем и Ёсинканом были в те годы не так существенны как сегодня, то представители обеих школ иногда появлялись на одних и тех же показательных выступлениях. Ёсинкан быстро присваивал очередные даны своим старшим инструкторам и наиболее отличившимся студентам, и Айкикаю пришлось последовать этому примеру, чтобы не выглядеть в менее выгодном свете.

Морихей Уэсиба с учениками
Морихеи Уэсиба со
своими учениками

Мой собственный учитель Морихиро Сайто неоднократно рассказывал мне, как пропустил две ступени на своём пути к девятому дану. Были и другие видные мастера, которые сталкивались с нечто подобным. Буклет «Айкидо Симбун» — это хороший документальный источник, позволяющий отследить подобный быстрый рост данов у знаменитых мастеров.

С годами, когда айкидо утвердилось, то можно сказать, что стандарты стали более жёсткими, и сегодня не является чем–то необыкновенным, когда для того, чтобы получить первый дан необходимо отзаниматься три года или даже дольше. Для получения дальнейших степеней необходимо тренироваться ещё несколько лет.

Если вы думаете об этом, то действительно, молодые инструктора, которые были посланы за границу для распространения айкидо были в какой–то мере новичками в этом боевом искусстве. Тем не менее, многие из них совершили быстрый технический рывок, обусловленный трудностью условий и задач, с которыми они столкнулись при организаии клубов и федераций за рубежом. Они могли поначалу быстро получить свой высокий ранг, но их репутация мастеров айкидо была заслужена намного позже, после долгих лет тяжёлой работы и напряжённых испытаний, в которых они проявили свой характер.

Стенли Пранин


Вместо заключения

Итак, как ни странно, но с годами ничего не меняется. Сроки получения очередных данов не выдерживались прежде, не выдерживаются и теперь. Разумеется, в каждом конкретном случае на это есть веские и объективные причины. Более того, поскольку чётких технических критериев соответсвия тому или иному дану до сих пор не сформулировано, то решение о результате аттестации в каждом конкретном случае сенсей выносит на основании своего субъективного суждения.

В любом случае, какой бы не был дан у вас или у вашего сотоварища важно помнить, что циферка в дипломе может лишь потешить ваше собственное самолюбие или поразить воображение начинающих айкидок. Для того же, чтобы заслужать репутацию мастера айкидо среди своих коллег необходимы долгие и упорные годы интенсивных тренировок.

09.01.2012