Интервью с Коичи Тохеем (продолжение)

Мастер на Гавайях
Тохей проводит
тренировку в США

Это продолжение интервью, в котором один из наиболее знаменитых учеников Морихея Уэсибы рассказывает о своём взгляде на айкидо, важности расслабления, а также повествует о событиях, которые привели к его уходу из Айкикай.

Личность Морихея Уэсибы

Aikido Journal. Возвращаясь к 1940 или 1941 году, были ли в додзё какие–то примечательные личности, которые позже сделали себе имя?

Коичи Тохей. Никого из таких людей не было, когда я впервые пришел в додзё. Тогда практически не было ни упорно занимающихся учеников, ни учи деши.

Aikido Journal. Какое впечатление от Уэсибы сенсея было самым сильным?

Коичи Тохей. Он казался мне приятным пожилым человеком. Как вы знаете, он часто улыбался. Во многих случаях он был очень похож на ребенка.

Aikido Journal. В нашем распоряжении есть очень мало документов об О–сенсее, однако, для нас еще тяжелее составить картину его повседневной жизни. Говорил ли он об обыденных, повседневных вещах? Читая то, что он говорил, создается впечатление, что он прибыл с другой планеты.

Коичи Тохей. Да, я понимаю, что вы хотите сказать. Обычно он именно так и разговаривал.

Aikido Journal. Я слышал, что иногда он был способен взорваться от ярости.

Коичи Тохей. Да, это случалось довольно часто. Хотя он всегда был добр с женщинами. Я никогда не видел, чтобы он злился на женщин. Любопытно, что его злость никогда не была направлена конкретно на того, кто стал причиной этой вспышки ярости. Это выглядело так, как будто он злился сам по себе, будучи неспособным, или не желая направить свою злость на кого–то конкретно. Однажды, молодой ученик по имени Курита случайно заметил, что сенсей немного ёрзает на стуле, и сделал движение, чтобы настроить кресло. Сенсей взорвался от ярости и потребовал объяснить, что тот собрался сделать. Несчастный парень не знал как быть, пока я не пояснил сенсею, что тот ошибочно принял его действия за какое–то озорство.

Aikido Journal. Как О–сенсей относился к тому, что вы начали всех обучать на основе принципов Ки?

Коичи Тохей. Он относился к этому довольно ревниво, и говорил людям, чтобы они не слушали меня. Он мог сказать: «Айкидо принадлежит мне, не Тохею. Не слушайте того, о чем Тохей говорит». Он вполне мог заглянуть в додзё и сказать что–нибудь наподобие этого, особенно если у меня были занятия в женской группе. В этом плане он был совсем как ребенок, прямолинейный и неизощренный, очень спонтанный и бесхитростный. Люди, имеющие отношение к различным религиям, могли прийти в его додзё и предложить деньги, лестно называя его, например, так: «Морихей Уэсиба, дух айкидо». Он с трудом тратил деньги на себя, однако считал, что они привязывают его к плательщику, а потому избегал брать деньги у таких людей.

Тохей демонстрирует гармонию айкидо
Тохей излучает миролюбивость

Получение десятого дана

Коичи Тохей. Я был первым, кого официально удостоили десятого дана. Поначалу, высшим даном в айкидо был восьмой, однако, Годзо Сиода из Ёсинкана начал присваивать его слишком многим людям. Киссёмару Уэсиба и мистер Осава решили, что если создать девятый дан, и предложить его мне, то это укрепит положение Хомбу додзё. Я сказал им, что не считаю необходимым создавать более высокие ранги, чем те, которые у нас уже есть, однако, они настаивали, что это сделает Хомбу додзё сильнее, поэтому я в конце концов согласился. Мы отмечали новое звание в развлекательном заведении Гинза.

Там присутствовали и Годзо Сиода, и Кендзи Томики.

Тем не менее, в то время пока я находился в Соединенных Штатах, еще пять человек также получили 9–й дан, и они попытались сохранить этот факт в секрете от меня. Я сделал вид, что ничего не произошло — подобные вещи иногда случаются с учителями — и я решил не волноваться на этот счёт.

Когда я вернулся обратно в Токио, то был удивлен, увидев в аэропорту Уэсибу сенсея, встречавшего меня — это был единственный раз, когда он сделал нечто подобное. Когда мы добрались до дома, он дал мне немного выпить, от чего я опьянел и со временем начал улыбаться, и пребывал в приятном расположении духа. Казалось, он был доволен этим и даже для развлечения начал исполнять разновидность традиционного танца. Все это происходило, разумеется, потому, что он считал, что я могу быть расстроен оттого, что он присвоил девятый дан еще пятерым после того, как сказал мне, что я буду единственным. Он обрел хорошее расположение духа, когда понял, что я в действительности не расстраиваюсь по этому поводу.

Двумя или тремя днями позже он начал просить меня о том, чтобы я принял десятый дан. Я сказал: «Сенсей, пожалуйста, не уговаривайте меня делать это. Если вы присвоите мне десятый дан, то я никогда не услышу конца этой истории». Он согласился с моей просьбой, и, таким образом, еще какое–то время я оставался девятым даном. Однако, приблизительно через три года, как раз перед тем как у него обнаружился рак, он попросил меня об этом снова. Он сказал мне: «Коичи сан, пожалуйста, примите десятый дан». Я чувствовал себя обязанным согласиться, потому как это было бы крайне неуважительно отказываться далее, и заставлять его упрашивать меня.

Понадобилось совсем не много времени, прежде чем люди начали говорить о том, что я не единственный, кто должен получить десятый дан. Чтобы избежать недоразумений, я предложил отказаться от своего ранга, однако, вмешался мистер Осава и вручил мне сертификат под номером «1», подтверждающий, что я официально стал первым, кто получил десятый дан. Это моё повышение мы также хорошо отметили в королевском отеле Акасака.

До тех пор, пока я не отделился от айкикая, десятый дан больше никому не присваивался, однако, как только я ушел, каждый начал к нему стремиться.

Aikido Journal. Вы сказали, что когда стали строить свое обучение на принципах ки О–сенсей относился к этому ревниво и говорил всем вас не слушать. С другой стороны, он присвоил вам десятый дан. В чем заключался смысл этих действий? Признавал он вас или нет?

Коичи Тохей. Думаю, он признавал меня. Он хорошо осознавал, что никого равного мне все равно нет, и, возможно, чувствовал, что если он не повысит меня, то не сможет повысить никого другого тоже. Однако, поскольку, у него был характер как у ребенка, то он не мог ждать и шел напролом, стараясь добиться своего любым образом.

Aikido Journal. Как Киссёмару (нынешний Дошу) смотрел на ваш уход?

Коичи Тохей. По началу Киссёмару намеревался дистанцироваться от айкидо. Он говорил: «Мой отец и люди, подобные мистеру Тохею, пришли в этот мир специально, чтобы делать айкидо. Хотя я был рожден в этой семье и выполнял сопутствующую роль, я гораздо больше предпочитаю иметь дом на холме, из которого я мог бы утром уходить на работу, а вечером в него возвращаться». Он надеялся заниматься больше административными делами в качестве генерального директора организации, чем быть центром учебного процесса. Когда Уэсиба сенсей умер, мистер Нао Сонода выступил с предложением сделать Киссёмару генеральным директором, а меня вторым Дошу. Однако, Уэсиба сенсей просил меня делать все, чтобы помочь Киссемару, поэтому я старался показать, что он может выполнять сразу обе возложенные на него роли, как администратора, так и инструктора, как в итоге и получилось.

Морихиро Сайто и Коичи Тохей
Морихиро Сайто и Коичи Тохей

Я был удостоен чести присутствовать у кровати сенсея в его последние часы. Он сказал мне: «Коичи сан, это ты? Я хочу попросить тебя сделать все для моего сына." Я ответил, что пока я могу что–то делать, ему нет нужды беспокоиться. «Это хорошо. Я попросил тебя об этом», — сказал он и закрыл глаза. Вскоре после этого он совершил свой последний вдох.

Мистер Сонода много раз предлагал, чтобы я стал Дошу (Лидером пути), однако я решительно придерживался своего обещания. Чтобы позволить Киссёмару занять твердую позицию, я выдвинул идею, что он должен быть и Дошу, и исполнительным директором. Он был исполнен благодарности за мои попытки, однако, годом позже, его отношение поменялось. Это было как раз после того, как он приехал в Соединенные Штаты и начал срывать мои портреты со стен додзё...

Отделение от айкикая

Aikido Journal. Когда примерно это случилось?

Коичи Тохей. Приблизительно через три года после того, как Уэсиба сенсей покинул нас, в 1971 или 1972 году. Перед этим почти в каждом американском додзё висели фотографии основателя и меня, однако Киссёмару начал снимать мои и помещать вместо них свои собственные.

Aikido Journal. Создается впечатление, что вас устраиваили хорошие отношения, которые были сразу после смерти О–сенсея. Почему отношения испортились позже?

Коичи Тохей. В 1971 году я предложил, чтобы внутри айкикая начали специально заниматься обучением концепции ки. Я чувствовал, что простая отработка техник через многократное повторение одних и тех же поверхностных движений не даст результата в айкидо, поскольку айкидо включает ки. Я предложил мистеру Осаве создать специальные ки–классы, и дать возможность людям изучать ки, как основу их айкидо. Он отказался от имени айкикая, сказав, что айкидо айкикай — это айкидо Киссёмару, и поэтому именно подход Киссёмару к обучению формирует ядро всего тренировочного процесса. Я осознал, что в таком окружении у меня нет возможности обучать и спросил, если это будет удобно, могу ли я реализовать свое предложение за пределами додзё? Они ответили, что это будет прекрасно, таким образом, я создал группу вне школы, которая сконцентрировалась не на техниках айкидо, а на изучении ки и всего, что с ним связано.

Я думаю, то, что я обучал ки значительно повлияло на развитие айкидо. Простые многократные повторения техник айкидо хороши для студентов и других молодых людей, однако, более пожилые люди, с меньшей выносливостью, склонны в конце концов забрасывать тренировки. Мои разговоры о ки были хорошо восприняты различными категориями людей, включающими топ менеджеров компаний, исполнительных директоров, президентов и других людей, наподобие этих. Однако, мистер Осава и Киссёмару смотрели на это, как будто я делаю что–то, не имеющего отношения к айкидо.

В Соединенных штатах айкидо воспринимают в терминах «материи разума». Однако, в Японии айкидо называется просто айкидо, поэтому я думал, что необходимо утвердить концепцию ки также и в Японии. Мистер Осава был очень хорошим человеком, и он прислушивался к тем советам, что я давал. Однако, в то время он пытался поддержать Киссёмару и предостерегал людей от участия в моих тренировках.

Они не разрешили мне обучать концепции ки внутри айкикая, однако, сказали, что я волен делать что хочу за его пределами. С этим пониманием я открыл свою группу в Олимпийском центре. Она стала очень популярной, и в первые три месяца в нее записалась сотня учеников. Мистер Осава был удивлен, когда услышал об этом, и пришел ко мне с вопросом, не имеет ли смысл открыть такую же группу внутри айкикая. Я был довольно раздражен и ответил, что считаю время для этого уже упущено.

Никто из тех людей, кто приходил в мою группу изучения ки не знал ничего об айкидо, и они не были в действительности заинтересованными в том, чтобы заниматься им, поскольку это было совсем не то, чему они пришли учиться. Этого не произошло бы, если бы у меня была возможность создать специальные ки–классы внутри айкикая с самого начала. Я знал, что мистер Осава мне откажет, поскольку он уперся рогом, однако, я думаю, он всегда чувствовал свою неправоту. Затем, в 1990 году штаб квартира Ки но Кенкюкай (Общество ки) была создана в префектуре Точиги, мистер Осава связался со мной в частном порядке, и даже сделал небольшое пожертвование.

Калиграфия Тохея
Разум и тело едины

Истории послевоенного айкидо

Aikido Journal. Какого рода люди пришли в айкикай сразу после окончания войны?

Коичи Тохей. Я обучал многих из тех людей, кто сам сейчас преподает: Тада, Арикава, Ямагучи, Окумура, Ямада, Чиба. Ямада до сих пор время от времени заходит.

Aikido Journal. У вас сохранились какие–нибудь примечательные воспоминания с тренировок того времени?

Коичи Тохей. В этом нет ничего особенно интересного.

Однажды, когда я был с похмелья, мне довелось тренироваться с Тамурой, который сейчас во Франции. Я сказал: «Гляди, иногда я собираюсь бросать тебя со всей силы, так что будь осторожен». Он должно быть недооценил мое предостережение, потому что когда я бросил его, он пролетел через весь зал и разбил рукой оконное стекло. Ему следовало просто постараться сохранить свое положение, однако вместо этого он попытался немедленно вытащить из окна свою руку и, разумеется, сильно порезал себя об острые края стекла. Когда я увидел, что он сделал, то очень разозлился и не раздумывая накричал на него из–за того, что он не дождался пока можно будет безопасно освободить себя. Я быстро раскаялся и осознал, что это было жестоко вопить на него, когда он только что сильно поранился. Я сделал так, чтобы в тот вечер он смог уйти в город.

В другой раз, я взял Тамуру и Чибу на показательные выступления в Хирацука. Поскольку это было во время оккупации, демонстрации большинства видов боевых искусств были запрещены. Однако, разрешение на показательные выступления айкидо были получены, и мы выступали перед командиром гарнизона той области. Наши объяснения принципа отсутствия соревнований в айкидо были хорошо восприняты и, казалось, нашли симпатию у аудитории.

Во время демонстрации я выполнял технику, в которой сбивал Чибу с ног с помощью дзё. Однако, он был готов к этому и приготовился выполнить страховку. Однако, я ненавижу когда люди специально падают без необходимости, как в этом случае, поэтому я сказал ему не делать ненужных вещей, и бросил его со всей силы. Его совершенно перевернуло вверх ногами, и он упал практически на голову. В какой–то момент я испугался, что сделал ему что–то ужасное, и испытал чувство облегчения, увидев, что он все–таки как–то безопасно приземлился.

У меня был студент, состоявший в айкикае, которого считали очень искушенным в укеми, и он часто сопровождал Уэсибу сенсея. Однажды, я использовал его в качестве уке во время показательных выступлений на Хибия Кокайдо (место, где проводились всеяпонские показательные выступления айкидо в те годы, пока не начал использоваться Будокан), но он начал падать еще даже до того, как я его реально бросил. Я сказал ему: «Какого черта ты падаешь до того, как я начну бросать тебя? Иди отсюда!» Там присутствовало очень много зрителей, и, я полагаю, они были крайне удивлены произошедшим, однако, это также была неожиданная возможность понять, что приёмы айкидо — не мошенничество и не согласованы заранее.

Когда мне было около 49 лет, я издал учебный фильм по айкидо, в котором такие люди как Масандо Сасаки и Сейсиро Эндо появлялись в качестве моих уке. Эндо также появлялся в книге, которая называлась «Син син тоицу айкидо» и была богато иллюстрирована. Таких людей как Саотоме и Ичихаси я тоже обучал в то или иное время.

Aikido Journal. Вы можете вспомнить какие–нибудь забавные истории из периода после ухода из айкикая?

Коичи Тохей. Около десяти лет назад во Франции повидать меня пришла группа учеников Тамуры. Несомненно, Тамура думал, что в моем возрасте я, возможно, уже не смогу демонстрировать айкидо и буду работать больше с ки. Казалось, что они пришли специально для того, чтобы увидеть действительно это так или нет, ну и просто посмотреть на десятый дан айкидо, я думаю. Я выбрал восьмерых из них, или около того, и предложил устроить рандори. Уходя домой он говорили: «Мда, кажется Тамура сенсей ошибался».

Осознание одного заявления Темпу Накамуры

Aikido Journal. Чем син син тоицу айкидо отличается от того, что основал Морихей Уэсиба?

Коичи Тохей. Когда я отправился на Гавайи и попробовал там выполнять техники, которым научился у Уэсибы сенсея, я обнаружил, что многие из них не работают. То, что сенсей говорил, и  то, что он делал — две большие разницы. Например, не смотря на тот факт, что он сам был очень расслаблен, он говорил своим ученикам выполнять техники резко и сильно. Однако, когда я приехал на Гавайи, оказалось, что там были парни такие же сильные как Акебоно и Конишики (два хорошо известных на Гавайях борца сумо). Не было никаких шансов используя собственную силу одолеть такую мощь как у них.

Когда вас сильно держат, или контролируют, те части вашего тела, которые оказываются в захвате совершенно не могут двигаться. Все что вы можете сделать — это начать движение с тех частей тела, которые ещё могут двигаться, и единственный способ сделать это хорошо — расслабиться. Даже если противник держит вас изо всех сил, вы все–таки можете его отправить в полет, если вы как следует расслаблены в тот момент, когда выполняете бросок. Это было то, что я понял во время своего путешествия на Гавайи, и когда я вернулся в Японию и посмотрел на Уэсибу сенсея с другого ракурса, то осознал, что в действительности он выполняет свои техники в очень расслабленном состоянии.

В то время как я занимался у Уэсибы сенсея, я также учился у Темпу Накамуры. Именно от него я впервые услышал, что «разум движет телом». Эти слова поразили меня как разряд электрического тока, и открыли мне глаза на всю сферу айкидо. С этих позиций я начал переделывать все свои техники. Я отбросил те приёмы, которые противоречили логике, и оставил, а также переработал те из них, которые были полезны. В настоящий момент, мое айкидо на треть состоит из техник Уэсибы сенсея и на две трети из моих собственных техник.

Тренировки Коичи Тохея

Наверное, можно сказать, что самые важные свои тренировки я получил на Гавайях. Причина по которой я поехал туда впервые — это приглашение от Нишикай, группы занимающихся оздоровительной практикой Ниши. Однако, они собирались использовать элементы из моего знания боевых искусств против некоторых бойцов, а доходы от мероприятий пустить на постройку собственного зала. Я не знал об этом вплоть до самого вылета, а потом уже было слишком поздно отказываться, поэтому я смирился и отправился туда.

Гавайцы были предельно откровенны, когда пытались выразить свое первоначальное впечатление обо мне. Они говорили: «Ээээ, сенсей, вы так молоды, не так ли?» Затем они сказали: «Ээээ, сенсей, вы такой маленький...» Затем они выходили в стойку и говорили: «Сенсей, вы уверены, что действительно можете это сделать?» Все что мне оставалось — это показать все на что я способен, и оставить решение за ними. Затем, все местные борцы и любители боевых искусств стали моими учениками. Через восемь месяцев на Гавайях открылся филиал айкикая, а я был избран пожизненным почетным капитаном местной полиции. Уэсиба сенсей никогда не подвергался подобным испытаниям.

Aikido Journal. Мы хотели бы спросить вас о техниках с оружием. В айкикай Хомбу додзё есть сиханы, которые заявляют, что современное айкидо не должно иметь приемов с оружием. С другой стороны, есть учителя, такие как Морихиро Сайто, которые объединяют работу с оружием, с обычными тренировками (тай чи ваза). На ваш взгляд, техники с оружием являются частью айкидо или нет?

Коичи Тохей. Говорить, что в айкидо нет техник с оружием просто нелепо. Люди говорят так, потому что не знают их. Приходите посмотреть, что мы делаем с оружием в Обществе изучения Ки. Оно также фигурирует на всех наших учебных видеофильмах. То, что айкидо имеет приемы с оружием совершенно обычное дело, и очень стыдно, что люди говорят что–то наоборот. Мне интересно, может я должен пойти и научить их этому?

Мистер Ёшио Сугино (додзё–чё в филиале Айкикай Юшин додзё в Кавасаки и десятый дан в Катори синто–рю посетил одну из наших обычных тренировок. Увидев, как наши представители выполняют техники с оружием он похвалил их: «Я вижу, здесь многих, стремящихся стать О–сенсеями».

Aikido Journal. Тохей сенсей, благодарим вас за то, что выделили так много времени, чтобы поговорить с нами.

22.11.2010