Интервью с Морихеем Уэсибой и Киссёмарой Уэсибой

Это широко известное в узких кругах интервью было записано двумя неизвестными журналистами (обозначенными по тексту буквами «А» и «Б») и было опубликовано в книге Киссёмару Уэсибы «Айкидо» (Ковадо, Токио, стр. 198–219, 1957 год).

На английский язык интервью было переведено благодаря усилиям Стэнли Пранина и Кацуаки Терасавы.

А. Когда я учился в колледже, на занятиях по философии профессор показывал нам портрет одного знаменитого философа, и сейчас я поражен, насколько он был внешне похож на вас, сенсей.

Портрет Морихея Уэсибы
Портрет Морихея Уэсибы

Морихей Уэсиба. Возможно, мне нужно было целиком посвятить себя философии. Духовная сторона моего «Я» выражена значительно более ярко, чем физическая.

Б. Говорят, что айкидо сильно отличается от карате и дзюдо.

Морихей Уэсиба. По моему мнению, его можно назвать истинным боевым искусством. И основание для этого кроется в том, что айкидо базируется на вселенских законах. Вселенная состоит из множества различных частей, однако, все они объединены в единое целое, точно так же, как семья, что символизирует состояние совершенного мира. Имея такой взгляд на окружающую вселенную, айкидо не может быть чем–то другим, кроме как боевым искусством любви. Оно не может быть боевым искусством насилия. По этой причине айкидо можно считать еще одним проявлением единого Создателя. Другими словами, айкидо подобно чему–то необъятному и безграничному. Поэтому в айкидо небо и земля становятся тренировочными площадками. Разум айкидоки должен быть полностью умиротворен, и не допускать ни капли насилия. Можно сказать, что это особое состояние разума, которое трансформирует жестокость в состояние гармонии. И в этом, я думаю, и заключается истинный дух японских боевых искусств. Эта земля нам дана для того, чтобы превратить ее в подобие неба, и любая агрессия здесь полностью неуместна.

А. Это весьма сильно отличается от традиционных единоборств.

Морихей Уэсиба. Действительно, сильно отличается. Если мы оглянемся назад в прошлое, то увидим, как использовались боевые искусства раньше. Во времена периода Сенгоку (1482–1558. Сенгоку означает «враждующие провинции») местные землевладельцы использовали боевые искусства как инструмент, для достижения своих личных интересов и удовлетворения жадности. Это, я считаю, полностью неприемлемо. Когда я сам обучал во время войны солдат, понимая, что это знание будет использовано для убийства, это привело меня к состоянию глубокого внутреннего конфликта и побудило меня начать поиски истинного духа айкидо. Это произошло семь лет назад, и привело меня к идее необходимости построения рая на земле. Основанием для этого умозаключение послужило то, что хотя небо и земля (в их физическом понимании) уже достигли состояния совершенства и замерли в своей эволюции, человечество (а особенно японская нация), кажется, находится в беспорядочном состоянии. Прежде всего, мы должны изменить эту ситуацию. Осуществление этой миссии является путем к эволюции всего человечества. Когда я пришел к этому пониманию, то осознал, что истинное состояние айкидо — это любовь и гармония. Поэтому «бу» (боевой) в айкидо — это выражение любви. Я изучал айкидо для того, чтобы служить своей стране. Поэтому духом айкидо может быть только любовь и гармония. Айкидо было рождено в соответствии с принципами функционирования вселенной. Именно благодаря этому, это будо (боевое искусство) абсолютной победы.

Б. Не могли бы вы рассказать о принципах айкидо? Большинство людей считают айкидо чем–то мистическим, как, например, ниндзюцу, во многом благодаря тому, что вы, сенсей, бросаете огромных и сильных противников со скоростью молнии и поднимаете объекты весом в несколько сот фунтов.

Морихей Уэсиба. Это только кажется мистикой. В айкидо мы полностью используем силу противника, поэтому, чем больше сил прикладывает соперник, тем легче для вас.

Б. Тогда, получается, что айки присутствует и в дзюдо, потому как там вы также синхронизируете свои действия с динамикой движений противника. Если он тянет — вы толкаете, если он толкает — вы тянете. Вы перемещаете его согласно этим принципам и вынуждаете его утратить равновесие, после чего применяете приём.

Морихей Уэсиба. В айкидо абсолютно нет атак. Атаковать — значит внутренне уже потерпеть поражение. Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, или другими словами, не противопоставляем себя атакующему. Поэтому в айкидо не противников. Победа в айкидо — это «масакацу» и «агацу»; если вы будете действовать в соответствии с миссией Неба, то обретете абсолютную силу и сможете победить все что угодно.

Б. Означает ли это «о–но–сен» (этот термин обозначает запоздалую реакцию на атаку)?

Морихей Уэсиба. Совершенно нет. Это не вопрос ни «сенсен–но–сен», ни «сен–но–сен». Если бы я постарался выразить это словами, то можно было бы сказать, что вы контролируете своего противника, не пытаясь контролировать его. Это и есть состояние непрерывной победы. Здесь не возникает вопроса, кто победил или проиграл. В этом смысле в айкидо нет соперников. Даже если у вас есть противник, он становится частью вас, партнером, которого вы просто контролируете.

Б. Как много техник в айкидо?

Морихей Уэсиба. Существует около 3000 базовых техник, и каждая из них имеет 16 вариаций... то есть их многие тысячи. Кроме того, в зависимости от обстановки, вы можете создавать новые.

А. Когда вы начали изучать боевые искусства?

Морихей Уэсиба. Приблизительно в возрасте 14 или 15 лет. Сначала я изучал тенсино–рю дзю–дзюцу под руководством Тозава Токасабуро сенсея, затем кито–рю, аиои–рю, синкаке–рю — все это формы дзю–дзюцу. Вместе с тем, я постоянно думал о том, что должно существовать истинное будо. Я пробовал заниматься хозоин–рю со–дзюцу, и кендо. Однако, все эти единоборства подразумевали бой один на один, и не могли удовлетворить меня. Таким образом, я посетил множество уголков страны в поисках тренировок и Пути....однако безрезультатно.

А.Можно ли это назвать аскетическими тренировками воина?

Морихей Уэсиба. Да, это и есть поиск истинного Будо. Когда я приходил в другие школы, то никогда не вызывал на поединок сенсея додзё. Человек, который руководит работой додзё, обременен множеством проблем, и ему очень трудно продемонстрировать свои истинные способности. Я высказывал ему свое уважение, и начинал учиться. Если я приходил к выводу, что мой уровень достаточно высок, то я вновь высказывал ему свое почтение и возвращался домой.

Б. Получается, вы изучали айкидо не с самого начала? Когда появилось айкидо?

Морихей Уэсиба. Как я уже сказал, я побывал во многих местах, в поисках истинного Будо... Затем, когда мне было около 30 лет, я поселился на Хоккайдо. Однажды, когда я остановился в гостинице Хисада, провинции Китами, мне повстречался Такеда Сокаку сенсей из клана Айзу. Он обучал дайто–рю дзю–дзюцу. В течение тех 30 дней, когда я учился у него, я ощущал нечто очень похожее на вдохновение. Позже, я пригласил этого учителя к себе домой и вместе с 15 или 16 моими работниками стал его учеником в поисках духа Будо.

Уэсиба в Аябэ
Морихей Уэсиба в Аябэ

Б. Вы открыли айкидо когда учились дайто–рю у Сокаку Такеда?

Морихей Уэсиба. Нет. Если говорить более точно, то Такеда сенсей открыл мне глаза на будо.

А. Произошло ли что–нибудь особенное с вами, что привело к открытию айкидо?

Морихей Уэсиба. Да. Это произошло таким образом. Мой отец тяжело заболел в 1918 году. Я попросил Такеда сенсея отпустить меня и отправился к себе домой. По дороге мне сказали, что если отправиться в Аябе, что неподалеку от Киото, и вознести там молитву, то любые болезни будут излечены. Таким образом, я направился туда и встретил Дегучи Онисабуро. Затем, когда я прибыл домой, то узнал, что мой отец уже мертв. Не смотря на то, что я встретил Дегучи всего однажды, я решил переехать в Аябе вместе с семьей и оставался там вплоть до окончания периода Тайсо (около 1925 года). Да, в это время мне было около 40 лет. Однажды, я остановился у колодца, чтобы утолить жажду. Внезапно, каскад слепящих золотых вспышек пролился на меня с неба и заполнил мое тело. Затем, мое тело стало быстро увеличиваться в размерах, становясь все больше и больше, достигнув размеров целой Вселенной. Будучи переполненным этими впечатлениями, я внезапно осознал, что нельзя думать о том, как победить кого–то. Формой Будо должна быть любовь, и человек должен жить в любви. Это и есть айкидо, и оно берет свое начало из старинной формы кен–дзюцу. Понимание этого наполнило меня огромной радостью, и я не мог больше сдерживать слез.

Б. Таким образом, получается, что в Будо не слишком хорошо быть сильным. Раньше всегда учили объединению «кен» и «дзен». В самом деле, сущность будо невозможно понять, не очистив предварительно своё сознание. В этом состоянии не существует таких понятий как «правильно» или «неправильно».

Морихей Уэсиба в относительно молодом возрасте
Морихей Уэсиба сенсей

Морихей Уэсиба. Как я уже говорил, сущность Будо — это путь «масакацу» и «агацу».

Б. Я слышал историю, как вы были вовлечены в схватку со 150 рабочими.

Морихей Уэсиба. Вовлечен в схватку? Насколько я помню, Дегучи сенсей отправился в Монголию в 1924 году для того, чтобы объединить азиатские народы в полном соответствии с нашей национальной политикой. По его предложению я сопровождал его, хотя должен был вступить в ряды вооруженных сил. Мы путешествовали по Монголии и Манчжурии. Далеко в горах мы столкнулись с большой группой бандитов, и началась перестрелка. Я стрелял по ним из маузера, а затем кинулся в самую гущу бандитов, яростно их атакуя, после чего они обратились в бегство. Я рад, что удалось избежать опасности.

А. Как я понимаю, сенсей, вас много связывает с Манчжурией. Вы много времени провели там?

Морихей Уэсиба. После этого инцидента я бывал в Манчжурии довольно часто. Я был советником по боевым искусствам в организации Симбуден, точно так же, как и в Университете Кенкёку. Поэтому меня там хорошо принимали.

Б. Хино Асихеи написал рассказ под названием «Одза но за» в Сосецу Синчо, в котором размышляет о начале периода Тенрю Сабуро — бунтаря мира сумо и его знакомство с айкидо и его духом. Вы имеете к этому отношение, сенсей?

Морихей Уэсиба. Да.

Б. Означает ли это, что вы были как–то связаны с Тенрю на протяжении некоторого времени?

Морихей Уэсиба. Да, он останавливался у меня дома в течение трех месяцев.

Б. Это было в Манчжурии?

Морихей Уэсиба. Да. Я встретил его, когда мы делали приём в честь празднования 10–ти летней годовщины основания правительства Манчжурии. Там был приятного вида человек, и многие отзывались о нем в духе: «Этот сенсей чрезвычайно силен, как насчет того, чтобы сразиться с ним»? Я спросил у кого–то, кто этот человек. Мне объяснили, что это был знаменитый Тенрю, которого выгнали из Ассоциации Сумо. Затем нас представили друг другу. В конце концов, мы решили проверить силы друг друга. Я сел и сказал Тенрю: «Пожалуйста, попробуй столкнуть меня. Толкай со всей силы, нет нужды сдерживаться». Поскольку я знал секрет айкидо, он не мог меня сдвинуть ни на дюйм. Тенрю, казалось, был этим очень удивлен. В результате он начал изучать айкидо. Он был хорошим человеком.

Морихей Уэсиба сенсей демонстрирует технику айкидо
Морихей Уэсиба легко и далеко
бросает своего уке

А. Сенсей, имели ли вы какие–нибудь дела с военно–морским флотом?

Морихей Уэсиба. Да, и достаточно длительное время. Началось все около 1927 или 1928 года. На протяжении 10 лет я на пол ставки был профессором в военно–морской академии.

Б. Вы обучали солдат во время работы в военно–морской академии?

Морихей Уэсиба. Я довольно часто обучал военных, начиная с академии в 1927–1928 году. В 1931–1932 годах я преподавал курс боевых искусств в армейской школе Таяма. Затем, в 1941–1942 годах обучал айкидо студентов академии военной полиции. Также, однажды, по специальному приглашению, я демонстрировал айкидо генералу Тошие Маеда, управляющему военной академией.

Б. Поскольку вы занимались обучением солдат, очевидно, среди них должно быть было много грубых людей, и неприятных эпизодов с этим связанных.

Морихей Уэсиба. Да. На меня даже однажды устроили засаду.

Б. Это произошло из–за того, что вы были властным учителем?

Морихей Уэсиба. Нет, не поэтому. Это была попытка проверить мои силы. Это было время, когда я только начал преподавать айкидо военным полицейским. Однажды вечером, когда я проходил по тренировочной площадке, я почувствовал что должно произойти что–то странное. Внезапно, с разных сторон, из–за кустов и из ниоткуда появилось много солдат, которые окружили меня. Они начали атаковать меня деревянными мечами и ружьями. Однако, поскольку я был знаком с такого рода вещами, я не растерялся. Когда кто–то наносил удар, я поворачивал корпус то в одну сторону, то в другую и подталкивал нападающего, отчего тот легко падал. В конце концов, они выдохлись… Как ни крути, а мир полон сюрпризов.

Однажды я встретил человека, который принимал участие в том нападении. В то время я был советником выпускников академии военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время одной из встреч человек узнал меня в лицо и подошел усмехаясь. В течение нескольких минут мы с ним беседовали, и я узнал, что он был одним из тех молодых людей, которые атаковали меня много лет назад. Почесывая голову, он поделился со мной следующим: «Я очень сожалею, что тот инцидент имел место. В тот день мы обсуждали, действительно ли новый преподаватель айкидо так силен. Мы были группой молодых и горячих военных полицейских, и, обсудив этот вопрос, решили проверить нового учителя. Почти 30 человек были тогда повержены. Мы были полностью растеряны, что 30 самоуверенных людей не смогли ничего поделать с вами».

Морихей Уэсиба демонстрирует тасо дори
Морихей Уэсиба сенсей
демонстрирует принципы работы
против нескольких соперников

Б. Случалось что–либо подобное, когда вы работали в армейской школе Тояма?

Морихей Уэсиба. В смысле, применение силы? Один случай имел место, я думаю, это было ещё до эпизода с военными полицейскими. Несколько офицеров, работающих инструкторами в школе Тояма, пригласили меня, для того чтобы оценить мои силы в поединке с ними. Они очень гордились своими способностями и говорили что–то вроде: «Я могу поднять такой–то и такой–то вес» или «я могу сломать бревно столько–то дюймов в диаметре». Я объяснил им, что не обладаю такой же силой, однако я могу бросить таких людей как вы одним только мизинцем. Однако, мне будет жаль кидать вас, поэтому давайте сделаем по–другому. Я вытянул свою правую руку и уперся кончиком указательного пальца в край стола, после чего предложил им упереться с другой стороны. Один, два, потом три офицера противостояли одной моей руке. Со временем у каждого из них от удивления округлились глаза. Я подождал, пока с другой стороны не оказалось шесть офицеров, и попросил одного из свободных военных принести мне воды. Пока я пил воду из стакана в моей левой руке, все молчали и только обменивались взглядами.

Б. Если не брать в расчет айкидо, вы должно быть физически очень сильны.

Морихей Уэсиба. Вовсе нет.

Киссёмару Уэсиба. Разумеется он обладает силой, однако, это скорее сила Ки, чем обычная физическая сила. Некоторое время назад, когда мы переезжали на новое место, мы увидели семь или восемь рабочих, пытающихся выкорчевать огромный пень. Мой отец постоял, посмотрел на происходящее, а потом попросил отойти всех в сторону, так, чтобы он мог попробовать его выкорчевать сам. Затем он с легкостью вытянул пень наружу и отнес его в сторону. Это совершенно невозможно сделать, если использовать только физическую силу. Также был эпизод с участием Михамахиро.

Б. Был ли этот тот самый Михамахиро из ассоциации борцов сумо Такасаго бея?

Киссёмару Уэсиба
Киссёмару Уэсиба сенсей

Морихей Уэсиба. Да. Он был из провинции Кисю. Когда я пребывал в Шингу, Вакаяма, Михамахиро успешно продвигался в иерархии сумо. Он обладал невероятной силой и мог поднять три бревна, которые весили несколько сотен фунтов. Когда я узнал, что Михамахиро находится в городе, то пригласил его к себе. Когда мы беседовали, Михамахиро сказал: «Я слышал, сенсей, что вы обладаете огромной силой. Почему бы нам не проверить друг друга»? «Очень хорошо. Я могу прижать тебя одним своим указательным пальцем»  — , ответил я. Затем я позволил ему толкать себя, в то время как сам сидел на полу. Человек, способный поднимать чудовищные тяжести, напрягался и пыхтел, но не мог сдвинуть меня с места. После чего я немного перенаправил в сторону его силу, и он улетел. Когда он упал, я прижал его указательным пальцем, и он не мог даже пошевелиться. Это было похоже на тот, как взрослый прижал бы ребенка. Затем я предложил ему попробовать столкнуть меня еще раз. На этот раз он толкал меня в лоб. Однако, он также не мог сдвинуть меня. Затем я вытянул вперед ноги, и, балансируя, поднял их над полом, однако, он все равно никак не мог меня подвинуть. Он был очень удивлен и начал изучать айкидо.

А. Когда вы говорите, что прижали человека одним пальцем, вы давите на какие–то биологически активные точки?

Морихей Уэсиба. Я рисую круг вокруг него. Его сила содержится внутри этого круга. Не имеет значения насколько человек силен, он не может распространить свою силу за пределы круга. Он становится бессильным. Поэтому, если вы прижимаете оппонента , находясь вне этого круга, то можете удерживать его указательным пальцем, или мизинцем. Это возможно потому, что соперник уже стал бессильным.

Б. Опять же, это касается физики. В дзюдо также, когда вы бросили противника, или прижимаете его, то стараетесь занять такое же положение, как и он. В дзюдо, вы двигаетесь разнообразными способами, и стараетесь, чтобы соперник занял такую же позицию.

А. Ваша жена также из префектуры Вакаяма?

Морихей Уэсиба. Да. Её девичья фамилия в Вакаяма была Такеда.

А. Фамилия Такеды тесно связана с боевыми искусствами.

Морихей Уэсиба в додзё
Морихей Уэсиба у камидзы

Морихей Уэсиба. Скажем так, моя семья была предана императорскому двору в течение многих поколений. И наша поддержка была искренней. Фактически, мои предки отказались от собственности и странствовали повсюду, служа императорской семье.

Б. Так же как и вы, сенсей, непрерывно перемещались по стране с ранней молодости. Это должно было быть довольно тяжело для вашей жены.

Морихей Уэсиба. Так как я бы очень занят, то у меня не было много свободного времени, чтобы проводить его дома.

Киссёмару Уэсиба. Так как семья моего отца была достаточно обеспечена, то он мог позволить себе посвятить свою жизнь будо сюго (аскетические тренировки в боевых искусствах). И другая вещь, другая характеристика моего отца заключается в том, что он почти совсем не был заинтересован в деньгах. Однажды имел место такой случай. Когда мой отец поселился в Токио в 1926 году, это был его второй визит в столицу. Вначале он приехал туда один, и только затем в 1927 году в Токио перебралась из Танабе семья. Место, где мы все поселились, было в Сарумачи. Мы арендовали это место при помощи мистера Киоши Ямамото, сына генерала Гамбеи Ямамото. В это время, мой отец владел довольно большим количеством собственности вокруг Танабе, включая используемые и неиспользуемые поля и горные районы. Однако, у него было немного наличных денег. Ему приходилось занимать деньги, вместе с тем, вопрос о продаже земель никогда не возникал. И не только это. Когда его ученики приносили ему оплату за месяц, он отвечал, что «такого рода вещи ему не нужны». Отец предлагал ученикам пожертвовать деньги духам ками и никогда не брал деньги сам. Однако, когда он нуждался в средствах, то садился перед алтарем и смиренно просил духов принести ему дары. Мы никогда не думали о том, чтобы с помощью будо зарабатывать деньги. Зал для тренировок размещался в то время в бильярдной комнате поместья Шимазу. Много чиновников, включая военных офицеров, таких как адмирал Исаму Такешита, равно как и многие аристократы приходили туда заниматься. Тогда это боевое искусство называлось айки–дзюцу, или уэсиба–рю айки–дзюцу.

Б. В каком возрасте лучше начинать изучать айкидо?

Киссёмару Уэсиба. Вы можете начать тренироваться в 7 лет и в 8. Однако, лучше всего серьезные тренировки начинать в возрасте 15–16 лет. С медицинской точки зрения это тот возраст, когда кости становятся крепче, а тело сильнее. Кроме того, айкидо включает в себя много духовных аспектов (разумеется, как и другие формы будо), таким образом, в это возрасте человек в состоянии воспринимать мир и природу будо. Так или иначе, как я сказал, 15–16 лет — это наилучший возраст для начала занятий айкидо.

Б. В сравнении с дзюдо, в айкидо очень редко происходит противостояние с соперником. Поэтому больших физических сил не требуется. Кроме того, в айкидо приходится работать не только один на один, но и против многих оппонентов. Это действительно идеальное будо. В связи с этим вопрос, много ли, так скажем, не очень хороших людей приходит изучать айкидо?

Киссёмару Уэсиба. Разумеется, разные люди приходят заниматься в додзё. Однако, когда такие люди начинают изучать айкидо с целью использования его как инструмент в драках, то они долго у нас не задерживаются. Будо — это не танцы и не просмотр кинолент. Идет ли дождь, светит ли солнце, вы должны практиковать его все время в течение повседневной жизни, чтобы добиться результата.

Айкидо — это как духовная практика, принявшая форму будо. Его нельзя практиковать исключительно как инструмент для использования в драке. Также, люди, склонные к насилию, меняют стиль своего поведения в процессе обучения айкидо.

Б. Я понимаю... В процессе постоянных тренировок они перестают вести себя как уличные хулиганы.

Морихей Уэсиба. Поскольку айкидо не является бу (боевая система) насилия, а является искусством любви, вы не можете вести себя агрессивно. Вы мягко трансформируете жестокого противника, и он не может вести себя как хулиган в дальнейшем.

Б. Я понимаю. Это не контроль насилия насилием, а превращение насилия в любовь.

А. Что вы объясняете ученикам вначале, как основу айкидо? В дзюдо они изучают укеми (падения).

Киссёмару Уэсиба. Вначале, перемещения тела (таи сабаки). Затем поток ки.

А. Что означает «поток ки»?

Киссёмару Уэсиба. В айкидо мы постоянно тренируемся контролировать ки нашего партнера с помощью движения нашего собственного ки, за счет втягивания партнера в наши движения. Затем, мы учимся правильно перемещать тело. Вы должны перемещать ваше тело одновременно с ногами и руками. Затем все тело становится единым и может двигаться мягко.

Б. Наблюдая тренировки айкидо я вижу, что ученики падают очень естественно. Какого рода упражнения вы используете для тренировки укеми?

Киссёмару Уэсиба. В отличие от дзюдо, где вы боритесь со своим соперником, в айкидо вы почти всегда соблюдаете некоторую дистанцию. Следовательно, возможны более свободные варианты падений. Вместо падений с глухим стуком, как в дзюдо, мы практикуем падения по круговой спирали —  это очень естественная форма укеми. Так что этот элемент мы изучаем очень тщательно.

Б. Таким образом, вы практикуете перемещения тела (таи сабаки), ки но нагаре (непрерывный поток ки), повороты тела (тай но тенкан хо), укеми, и затем начинаете отработку техник. Какого рода техникам вы обучаете сначала?

Киссёмару Уэсиба. Сихо наге, техника с помощью которой можно бросить оппонента в большом количестве различных направлений. Оно выполняется в манере, схожей с техникой работы с мечом. Разумеется, мы также используем боккен (деревяный меч). Как я сказал раньше, в айкидо даже враг становится частью вашего движения. Я могу свободно двигать противника по своей воле. Из этого естественно следует, что с чем бы вы не тренировались, например, с боккеном или дзё, они становятся частью вас, как, например, рука или нога. Поэтому в айкидо, все что вы держите перестает быть просто предметом, а становится продолжением вашего собственного тела. Затем изучается ирими наге. В этой технике вы входите как раз в тот момент, когда противник пытается вас ударить, и в это время может наноситься два или три атеми (удара). Например, противник наносит боковой удар в лицо кулаком или раскрытой ладонью. Используя силу противника, вы немного уходите влево и ведете правую руку оппонента с помощью своих двух рук, по траектории продолжающей первоначальное движение. Затем, удерживая руку противника вы двигаете ее по кругу вокруг его головы. Затем он падает с закрученной вокруг головы рукой. Это тоже поток ки. Существует множество философских теорий на этот счет. Противник становится полностью бессильным, или его сила ведется в том направлении, в котором вам хотелось бы. Таким образом, чем больше противник прилагает усилий, тем легче вам. С другой стороны, если вы сталкиветесь с силой противника, вы никогда не можете надеяться победить более сильного человека.

Морихей Уэсиба. Также, в айкидо вы никогда не идете против силы атакующего. Когда он атакует вас ударом, или рубит мечом, в действительности, речь идет об одной лишь точке или линии. Все что нужно, это просто уйти с этой линии.

Киссёмару Уэсиба. Дальше идут следующие техники: икке от атаки шомен учи в положении сидя, никке, техники воздействия на суставы и техники удержания. И так далее

Б. Айкидо содержит много духовных элементов. Сколько времени может понадобиться для того, чтобы приобрести базовое понимание айкидо, если начинать с самого начала?

Киссёмару Уэсиба. Поскольку люди бывают разные, как координированные, так и дискоординированные, я не могу сформулировать общего правила. Однако, когда человек тренируется около трёх месяцев, он начинает приобретать некоторое понимание того, что айкидо из себя представляет. И те, кто прозанимался три месяца, будут тренироваться и шесть месяцев. Если вы изучали айкидо в течение шести месяцев, то продолжите это делать на неопределенный срок. Те же, кто испытывал лишь поверхностный интерес, перестанут заниматься до того, как истекут первые три месяца.

Б. Как я понимаю, 28 числа этого месяца проводились экзамены на шодан. Как много обладателей черного пояса сейчас существует?

Киссёмару Уэсиба. Наивысший ранг сейчас — это 8–й дан, и их четыре человека. Также есть шесть обладателей черного пояса 7–го дана. А обладателей первого дана достаточно много, однако, разумеется большинство из них присоединились к Хомбу додзё после Войны.

Б. Насколько я знаю, существует значительное количество людей, изучающих айкидо также в других странах.

Додзё айкидо в американской тьмутаракани
Додзё айкидо можно встретить
в разных странах мира

Киссёмару Уэсиба. Мистер Тохей посетил Гаваи и США с целью преподавания айкидо. Место, где айкидо наиболее популярно — это Гаваи, где 1200–1300 человек практикуют айкидо. Это примерно эквивалентно 70 000 или 80 000 айкидокам в Токио. Кроме того, несколько черных поясов есть во Франции. Один из французов начал изучать айкидо после того, как получил травму в дзюдо. Он хотел постичь дух айкидо, но не мог реализовать свое желание во Франции. Он чувствовал, что для того, чтобы найти истинный дух айкидо, он должен отправиться туда, где это боевое искусство зародилось. Он объяснил, что это то, ради чего он приехал в Японию. Панамский посол также изучает айкидо, однако, кажется климат Японии для него слишком холодный, и он не тренируется зимой. Также, есть такая женщина, которую зовут Онада Хару, которая отправилась в Рим изучать скульптуры. Она посещала додзё с тех пор, как стала студенткой Токийской школы Искусств. Недавно я получил от нее письмо, где она сказала, что случайно встретила итальянцев, практикующих айкидо, и они хорошо поладили.

А. А как можно интерпретировать техники айкидо?

Морихей Уэсиба. Важней всего понимание «масакацу», что означает «правильная победа» и «агацу» — «победа в соответствии с возложенной на тебя небесной миссией». «Кацухаи» означает «нацеленность разума на стремительную победу».

А. Путь достаточно длителен, не так ли?

Морихей Уэсиба. Путь айки бесконечен. Мне сейчас 76 лет, но я до сих пор продолжаю изучение айкидо. Это не простая задача постичь путь будо или искусства. В айкидо ты должен понять каждый феномен во вселенной. Например, вращение земли или самую запутанную и труднодоступную часть вселенной. Это дело всей жизни.

Б. Таким образом, айки — это учение ками (духов) точно так же, как боевая система. В таком случае, что такое дух айкидо?

Морихей Уэсиба. Айкидо — это ай (любовь). Вы наполняете этой всеобъемлющей любовью своё сердце, а затем должны выполнить свою собственную миссию, заключающуюся в сохранении любви всех вещей этого мира. Завершение этой миссии и есть истинное будо. Истинное будо означает победу над собой и устранении жажды борьбы в сердце врага... Нет, это путь самосовершенствования, на котором все враги исчезают. Техника айки — это аскетичная тренировка, и путь, с помощью которого вы достигаете состояния единения души и тела, реализуя тем самым небесные принципы.

Б. Таким образом, айки — это путь ко всеобщему миру?

Морихей Уэсиба. Конечная цель айки — это создание рая на земле. В любом случае, весь мир должен пребывать в гармонии. Тогда мы не будем нуждаться в атомных и водородных бомбах. Жить в таком мире было бы приятно и комфортно.

12.09.2010