Интервью с сенсеем Тсутому Чидой

Тсутому Чида
Сенсей Тсутому Чида

Сенсей Тсутому Чида (8 дан Айкидо Ёсинкан) хорошо известен не только поклонникам Айкидо Ёсинкан, но и представителям других направлений айкидо во всём мире. Мастер на протяжении 23 лет оставался учи–деши Годзо Сиоды и был старшим инструктором Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан. В 2008 году сенсей Чида основал собственную школу, которую назвал «Ренсинкай».

Это интервью было записано во время визита мастера в Мельбурн, где по приглашению Джо Тамбу он принял участие в мероприятиях, посвящённых празднованию 30–летия основания додзё Айкидо Ёсинкан в Австралии, а также провёл ряд учебно–методических семинаров. Интервью было опубликовано на страницах электронного журнала «Blitz» и впоследствии переведено главным редактором нашего информбюро.

Сенсей Чида, не могли бы вы немного рассказать о том, как начали заниматься айкидо, а также о своей жизни до того, как вы пришли в додзё?

Сенсей Чида. Когда я начал заниматься айкидо, это произошло где–то в 1969 году, оно ещё не было столь известным и популярным. По дороге в школу я иногда проходил мимо местного клуба айкидо и однажды пришёл туда на занятия. Вначале я продолжал ходить туда скорее из упрямства, не желая так просто отказываться от своей затеи. Однако постепенно меня пленила красота этого боевого искусства (и продолжает очаровывать до сих пор).

В действительности, когда я впервые услышал об айкидо, то неправильно истолковал его написание. Я подумал, что оно читается как «ки–ай–до» (киай — это особый крик, который выполняется во время атаки противника). Мне пришло в голову, что, усердно тренируясь, я, возможно, научусь сбивать птиц с неба своим криком или ещё что–нибудь в этом роде! Да... Мне становится немного неловко, когда я сейчас об этом вспоминаю.

Что вас больше всего поражало в основателе стиля Айкидо Ёсинкан сенсее Годзо Сиоде?

Сенсей Чида.То, насколько быстро и непредсказуемо он реагировал на происходящее (подразумевается склонность к резким движениям или изменению отношения к окружающей обстановке. Примечание переводчика). Например, сидя за столом, он мог внезапно встать и уйти домой, никого не предупредив. Он мог легко общаться с кем–то, с кем обычному человеку иметь дело было очень сложно. Такого рода вещи были довольно обычными для сенсея Сиоды.

Не могли бы вы припомнить какие–нибудь истории, которые бы лучше всего отражали характер Годзо Сиоды и его отношение к жизни и людям? Особенно те истории, которые связаны с временем вашего проживания в додзё в качестве учи–деши.

Сенсей Чида. Однажды я отчитал новоиспечённого ученика Хомбу додзё за то, что он сделал что–то неправильно. По додзё поползли слухи, что я был слишком резок и властен, и в конце концов эти слухи достигли ушей Канчо (должность Годзо Сиоды, как главы стиля Айкидо Ёсинкан. Примечание переводчика).

Тсутому Чида
Пояснение принципов камае

Неожиданно он вызвал меня и спросил, что произошло. Я объяснил ему свои действия, сказав, что отчитал начинающего по той и той причине. Сенсей Сиода слушал меня и соглашался. Однако то, что он сказал потом, было особенно запоминающимся. Он заявил, что я не могу указывать новичкам, что им делать, но вместе с тем, я не имею права предоставить их самим себе.

Мне показалось, что это два совершенно противоположных по смыслу утверждения. Однако затем сенсей Сиода объяснил, что я должен попытаться достичь с ними взаимопонимания. Тогда мне было сложно понять, что имелось в виду, однако сейчас, вспоминая этот эпизод, мне кажется, что это очень похоже на то, как мы выполняем техники айкидо.

Что вы можете сказать о вашей жизни в качестве учи–деши?

Сенсей Чида. Разумеется, поначалу она была очень сложной. В Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан учи–деши отвечают за поддержание чистоты в зале, а также должны посещать все тренировки. Если вы травмированы, то всё равно должны присутствовать на занятии и наблюдать за ними, сидя в сейдза.

Кроме того, я возил сенсея Сиоду на автомобиле. Обычно он сидел на заднем сидении и давал очень много указаний относительно вождения. Ему всегда хотелось, чтобы я вёл машину быстрее, однако у него даже не было собственных прав! Всё должно было происходить в строгом соответствии с планом. Если ты опаздывал, то тебя ожидали проблемы. Если ты делал что–то раньше, то опять же тебя ждали неприятности. Всё должно было происходить так, как было заранее спланировано.

Когда мы были в додзё, от нас требовалось быть постоянно в курсе того, чем занимается Канчо и что ему нужно. Это было очень сложно. Ты вынужден был думать о своей работе и обязанностях, а также о сенсее Сиоде. Я должен был знать, например, когда ему понадобится очередная кружка чая или когда пора вытряхивать его пепельницу.

Почему всё это было важно? Если ты знаешь, что необходимо Канчо, то впоследствии будешь чувствовать его намерение ударить тебя своим локтём в горло на показательных выступлениях.

Знали ли вы наверняка, как он будет реагировать на вашу атаку?

Сенсей Чида. Ну, может быть, за мгновение до приёма — достаточно много времени, чтобы среагировать и выполнить укеми, не получив травмы...иногда (смеясь). Жизнь учи–деши приучила меня постоянно быть в курсе того, что происходит вокруг.

Котэ гаеси
Демонстрация котэ гаеси

Вы были учи–деши и инструктором Хомбу додзё Ёсинкан на протяжении очень длительного времени. Стало ли со временем легче?

Сенсей Чида. Да, я научился предугадывать его желания. Однако по мере того, как я набирался опыта, моя роль также становилась всё более сложной. Моя ответственность возрастала, и ожидания становились всё более высокими. Оглядываясь назад, я не могу точно сказать, принадлежали ли эти высокие ожидания сенсею Сиоде, или они были моими собственными. Возможно, они были общими.

Можете ли вы вспомнить какие–нибудь особенные озарения или происшествия, связанные с вашими тренировками, которые вы теперь можете чётко обозначить как поворотные моменты, изменившие ваше понимание айкидо?

Сенсей Чида. Через два года после того, как я стал учи–деши в Хомбу додзё Айкидо Ёсинкан, я поступил в университет. В то время университетский клуб айкидо изучал стиль Айкикай. Разумеется, поскольку я практиковал Ёсинкан, я не мог преподавать в этом клубе. В те годы у меня возник вопрос: «Каким должен быть правильный подход к изучению айкидо?»

Учитывая то, чему я научился на своих тренировках в Айкикае и Ёсинкане, я стал избегать давать определения техникам, как исключительно айкикаевским или ёсинкановским. Вместо этого я стал акцентироваться на том, что является правильным «с  точки зрения айкидо» вообще.

В то время в Ёсинкане не слишком много внимания уделялось теоретическому объяснению техник. После того как я окончил университет и вернулся в додзё, я стал думать, что Ёсинкан много приобрёл бы от такого подхода.

Каковы отличия между занятиями айкидо в Японии и тренировками за её пределами?

Сенсей Чида. Большинство японцев рассматривают айкидо как средство самосовершенствования (духовного и физического), наподобие дзен–медитации. Однако большинство людей в других странах считают, что айкидо — это фитнес или инструмент самообороны.

Кроме того, в Японии ученики могут месяцами изучать базовые перемещения или какие–то отдельные технические нюансы. Иностранцы же хотят изучить что–то непосредственно сразу. Оба эти подхода имеют свои сильные и слабые стороны. Мы же, как инструкторы, должны признать существование обоих этих точек зрения и корректировать обучение в соответствии с этим пониманием.

Как вы думаете, традиционные боевые искусства, такие как айкидо, могут правильным образом преподаваться на Западе без сопутствующих элементов японской культуры. Например, возможно ли изучение техник на родном языке, а не на японском?

Сенсей Чида. Если неяпонские инструкторы имеют большой опыт в айкидо, тренировались в Японии, как Джо Тамбу, который много раз бывал в Японии, или как Фрэнд Даррен, Джон Маршалл или Пэгги Ву, которые окончили международные курсы инструкторов «Сеншусей», они поняли суть айкидо. Я вижу доказательства этого в их учениках, в их техниках и в их поведении. Они преподают айкидо правильно.

Иккадзё осае
Занятие в додзё Ренсинкай

Язык, действительно, может быть проблемой. Однако многие термины и фразы являются очень старыми, и большинство современных японцев тоже испытывают затруднения в понимании их. Я полагаю, что с хорошим инструктором вполне возможно учиться таким образом.

Не могли бы вы кратко пояснить, что вы считаете философией айкидо, как она практикуется и применяется?

Сенсей Чида. Айкидо — это искусство гармонии. Все занимающиеся должны стараться помнить об этом настолько, насколько это возможно.

После ухода из Ёсинкана в декабре 2007 года я постарался, чтобы моя организация оставалась открытой для всех. Люди из других додзё регулярно приходят ко мне на тренировки. Когда Джо Тамбу пригласил меня сюда в Австралию для того, чтобы провести семинар, он являлся старшим инструктором Айкидо Ёсинкан в Австралии. Я был рад принять это приглашение. Можно говорить о гармонии, но, в конечном счете, наши поступки — это самое главное.

Как вы считаете, может ли айкидока понять и эффективно практиковать боевое искусство без полного понимания его философских и культурных традиций?

Сенсей Чида. Существуют разные уровни понимания техник айкидо и его философии. Никто в полной мере не понимает этого вне зависимости от национальности или культуры. Философия и техники айкидо — это одно и то же. Если айкидо практикуется правильно и с правильным состоянием духа, ученик начинает ощущать философию айкидо изнутри. Я думаю, что это было намерение основателя айкидо Морихея Уэсибы. Правильно изучая айкидо, люди могут понять и принять идеи гармонии и мира, которым как раз и учит айкидо.

С точки зрения пользы айкидо, как средства самозащиты в современном обществе, имеет ли айкидо какие–то слабые или сильные стороны?

Сенсей Чида. В традиционных видах будо, таких как айкидо, мы стараемся использовать как можно меньше сил для того, чтобы достичь поставленной цели. Поэтому относительно слабые и менее агрессивные люди могут использовать техники айкидо для своей самозащиты. Кроме того, айкидо акцентируется на том, как можно подавить атаку, не причиняя тяжёлых повреждений атакующему. На самом деле, гораздо проще остановить нападающего, если не заботиться о том, будет причинен ему вред или нет.

Большинство людей, которые хотят начать заниматься айкидо, изначально являются менее агрессивными людьми. Они не любят жестоких методов самообороны и по своей природе смущаются быть вовлечёнными в какое–то физическое противостояние. Эти колебания могут сделать айкидо неэффективным.

Айкидо учит двум вещам: когда необходимо стоять и когда необходимо двигаться.

Начало тренировки
Перед началом тренировки

Как вы считаете, какую точку вашей карьеры можно было бы назвать самой высокой, а какую самой низкой?

Сенсей Чида. Я очень уважаю своего учителя сенсея Годзо Сиоду. Я оставался в Хомбу додзё в течение 13 лет после его смерти. Более 30 лет работа в додзё оставалась основной в моей жизни. Оставить организацию было трудным решением. Тем не менее, говорят, что конец — это просто новое начало. У меня есть возможность продолжить обучать духу и техникам айкидо канчо Сиоды.

Глядя на то, как развивается общество (как в Японии, так и на Западе), как вы видите будущее традиционных боевых искусств, таких как айкидо?

Сенсей Чида. Канчо Сиода часто говорил: «Изучайте старое, чтобы понять новое». Я верю, что техники айкидо и его философия представляют большую ценность. На нас, как на инструкторах, сегодня лежит большая ответственность, которая заключается в необходимости использовать весь наш накопленный опыт, чтобы достойно встретить будущее.

Кроме того, задача инструктора состоит в том, чтобы развивать то, чему они научились у своих учителей, а не просто бездумно копировать их. Айкидо, как и Будо в целом, основывается на философии, а не на идеологии. В отличие от религии, мы не должны следовать каким–то определённым догмам. Мы вольны искать свой собственный путь.

Подлинное испытание для любого боевого искусства — это испытание временем. Айкидо будет существовать до тех пор, пока у нас есть что–то осмысленное, что мы можем предложить людям. Если айкидо перестанет быть нужным, оно исчезнет.

Наконец, я хотел бы поздравить сенсея Джо Тамбу с 30–летием его работы в качестве инструктора Айкидо Ёсинкан в Австралии, а также с его постоянным техническим совершенствованием.

11.04.2012