Дзансин

Дзансин
Иероглифы дзансин

Дзансин. С этим понятием рано или поздно сталкивается каждый, кто занимается Айкидо Ёсинкан. При этом чаще всего подразумевается, что этого самого дзансина у вас как раз нет, а его наличие исключительно важно для того, чтобы техника стала правильной и эффективной.

Ситуация осложняется тем, что объяснить русским языком, что такое дзансин и где его раздобыть, никто не может. Кто–то говорит, что это характерная поза после выполнения броска, другой настаивает, что это особый боевой настрой. На зарубежных сайтах иногда можно встретить идею, что дзансин — это постоянный визуальный контроль своего оппонента, который желательно осуществлять, состроив достаточно грозную физиономию. Словом, дзансин — это достаточно сложная для понимания концепция, о которой и пойдёт речь в этой статье.

Собственно говоря, автор вовсе не претендует на истину в последней инстанции, а также вовсе не гарантирует того, что его собственное понимание этого слова исчерпывающее и правильное. Тем не менее, редактор информбюро искренне надеется, что прочтение данного эссе поможет лучше понять смысл этого слова и его значение для успешного изучения Айкидо Ёсинкан.

Краткая справка для любителей лингвистики

Слово «дзансин» состоит из двух иероглифов. Первый из них означает «оставаться», а второй — «дух». Таким образом, буквальный перевод двух иероглифов означает: «остающийся дух». Собственно говоря, перевод настолько образный, что оставляет широкий простор для самых разнообразных интерпретаций. Ситуацию осложняет то, что некоторые иероглифы в японском языке имеют множество значений, а потому первый иероглиф «дзан» вполне может означать совершенство, концентрацию или даже жестокость.

Другими словами, словосочетание более всего напоминает идиому — свойственное конкретному языку словосочетание, значение которого не совпадает со значением составляющих его элементов, и не передаваемое иными словами. Таким образом, что означает «дзансин» можно понять, но исключительно сложно корректно объяснить.

Дзансин в боевых искусствах

Мастер кюдо
Дзансин в кюдо

Дзансин не является прерогативой Айкидо Ёсинкан. Это довольно распространённое понятие в боевых искусствах, подразумевающее такое состояние духа, которое позволяет, завершив одно движение, спокойно и контролируемо начинать следующее. В подобном состоянии человек полностью сосредоточен на всём, что происходит в данную минуту. Можно сказать, что это состояние полной осознанности, которая подразумевает всесторонний контроль окружающего вас пространства, оппонентов и готовность реагировать на любую атаку.

Например, в кюдо (искусство стрельбы из лука) дзансин означает характерную позу после того, как стрела уже выпущена. Это положение тела как бы подчёркивает необходимость сохранения особенного психологического настроя до, во время и после выполнения упражнения. Логика сохранения этого настроя после выстрела понятна. Кто знает, попал ты в цель или нет. Лучше сохранять бдительность постоянно, чтобы потом, например, не обнаружить с удивлением, что противников было не один, а очень даже несколько.

В кендо под дзансином подразумевают такое состояние духа, при котором сохраняется ментальная и физическая готовность отреагировать на любое изменение ситуации, например, на внезапную атаку оппонента. При этом такое состояние должно сохраняться даже тогда, когда человек возвращается в камае после успешной атаки. Считается, что это обязательный компонент хорошей техники.

В общем случае подразумевается, что если находясь на татами, вы вместо того, чтобы чётко и сосредоточенно отслеживать, что удумал ваш оппонент, чешете себе затылок, вращаете головным концом туловища, чтобы углядеть, чем занимаются окружающие или увлеченно обсуждаете, кто и что написал вчера на форуме, то ни о каком дзансине речи идти не может.

Более того, в идеале даже когда техника вами уже выполнена и условный противник условно повержен, всё равно, необходимо сохранять концентрацию, устойчивость и визуальный контроль до тех пор, пока упражнение не завершится окончательно. Кто знает, что придёт в голову уке после интенсивного броска?

Дзансин в Айкидо Ёсинкан

Настрой на работу
Дзансин - необходимый компонент
практики боевых искусств

Итак, как же можно пояснить суть дзансина в Айкидо Ёсинкан? Дзансин — это такое состояние, которое является обязательным условием для выполнения ряда требований:

  • Сисэй. Правильная осанка и положение тела.
  • Метсуке. Постоянный визуальный контроль оппонента.
  • Ма–ай. Соблюдение правильной дистанции.
  • Ки мусуби. Гармоничное взаимодействие с партнёром.

Когда мы только начинаем тренироваться, то многое нам кажется сложным, непонятным или незначительным. Тем не менее, мы пытаемся копировать поведение наших старших товарищей или инструкторов, и это требует от нас довольно значительных усилий по поддержанию концентрации. Эта концентрация уже своего рода дзансин, но это только начало.

По мере того, как у начинающего айкидоки закрепляются первоначальные навыки, он начинает концентрироваться на более сложных аспектах:

  • Киме. Умение сфокусировать силу своего движения и зафиксировать её в конечной точке траектории.
  • Риай. Чувство сути техники. Или другими словами понимание того, что все техники связаны между собой и осуществляются по одним и тем же принципам.
  • Канкен. Своеобразная осознанность или интуиция. Чувство того, когда и куда именно будет нанесён удар, возможно, даже за мгновение до того, как он выполнен.

После достаточно длительной и интенсивной практики эти умения также переходят на подсознательный уровень и выполняются автоматически. Айкидока начинает постепенно расслабляться, а его перемещения становятся более раскованными и свободными. Иногда начинает казаться, будто у мастера центр тяжести находится на уровне пола, или даже ниже, как будто он пустил в татами какие–то корни. И, тем не менее, он продолжает легко и непринуждённо двигаться. Лицо при этом становится спокойным и лишённым каких–либо эмоций. Глаза непрерывно смотрят на партнёра, но при этом взгляд поймать становится очень трудно.

Дзансин в Айкидо Ёсинкан
Мастер Айкидо Ёсинкан
демонстрирует дзансин

Для уке в такой момент начинает казаться, будто у сите нет ни единого открытого участка, куда можно было бы нанести внезапный удар.

Сохраняя подобную концентрацию и выполняя перечисленные принципы, айкидока тренирует дзансин.

Теоретически, при ещё более длительных и интенсивных тренировках, дзансин может начать наполняться другими качествами. Их довольно сложно описать словами. Например, иногда можно услышать слово «фудосин». Это состояние «неподвижного разума», которое чем–то схоже с кастанедовской концепцией остановки внутреннего диалога. Можно сказать, что это предельная концентрация, когда человек контролирует всё окружающее пространство, не акцентируясь на чём–то конкретно. Некоторые говорят, что в такой момент всё вокруг как будто останавливается.

Полагаю, надо быть действительно отличным мастером, чтобы почувствовать это.

Вместо заключения

Итак, дзансин — это состояние физической и ментальной уравновешенности, когда каждая техника выполняется чётко и наполненно. Разумеется, глубокая стойка в конце выполнения броска, устойчивость и постоянный визуальный контроль партнёра сами по себе дзансином не являются, но их выполнение без дзансина практически невозможно. Этого состояния нельзя достичь «с нуля». Его необходимо долго и целенаправленно тренировать. Самое простое, что может сделать айкидока, который хочет достичь максимальных успехов в изучении Айкидо Ёсинкан как боевого искусства, это соблюдать те элементы, которые упоминались выше. Это потребует от начинающего достаточно больших усилий, но без них тренировки Айкидо Ёсинкан превратятся просто в приятное время препровождение и оздоровительные занятия физической культурой. Это тоже, конечно, совсем неплохо, но для серьёзной практики боевых искусств может понадобиться нечто большее.

29.01.2011