Соревнования в айкидо
|
В томики–рю соревнования проводятся по специальной схеме |
Одним из наиболее частых вопросов, который задают начинающие айкидоки (а также завсегдатаи тематических форумов и интернет–сообществ), звучит приблизительно так: «Проводятся ли в айкидо соревнования, и если нет, то почему?». Многим людям действительно интересно, почему они никогда не лицезрели состязаний по айкидо, где мастера разного уровня с энтузиазмом откручивали бы друг другу руки на радость телезрителям. Как бы то ни было, в традиционных стилях айкидо никаких соревнований не проводится и, видимо, проводиться в ближайшее время не будет. Эта одна из причин, которая позволяет особо одаренным личностям, освоившим клавиатуру и написание сообщений на форумах, высказывать свои полные аргументов и убедительности измышления наподобие: «Гы, в айкидо нет соревнований и спаррингов. Зачем тогда вообще нужны эти бальные танцы? Другое дело бокс — клац в дыню, и вопрос решен». Подобной ясности мысли и непосредственности трудно возразить. На самом деле, отсутствие состязаний действительно приводит к ряду неприятных последствий.
Во–первых, поскольку в айкидо нет спаррингов и соревнований, то нет и объективного метода оценки степени подготовленности айкидоки. Это означает, что человек может заниматься годами, получать высокие даны, но при этом так ничему особо и не научиться. То есть он научится повторять с разной степенью точности движения своего инструктора, но для чего они нужны, почему они делаются именно так, а не иначе, или как их применить на практике — для него останется загадкой.
|
В айкидо отсутствует система оценки схваток и поединков |
Во–вторых, хотя соревнования в айкидо не проводятся, это вовсе не означает, что в нем нет соперничества. Оно просто несколько трансформируется, становясь социальным. Не имея возможности на деле доказать своё удивительное мастерство, многие инструктора, всерьез уверовав в собственное величие, начинают тешить своё самолюбие другими доступными способами. Это целая специальная олимпиада: чей клуб круче и многочисленнее, в какой школе техники каноничнее, а где не пойми что, чей пояс чернее и длиннее, а чей короче и светлее, почему одно направление — ерунда, а другое — искусство с большой буквы. При этом как–то совсем забывается, что лучше тренироваться и прогрессировать самому, чем болезненно отслеживать успехи других.
В–третьих, в айкидо созданы все условиях для комфортной работы шарлатанов всех мастей. Поскольку соревнований нет, то особо предприимчивым личностям (предварительно ознакомившимся с айки–слоганами) ничего не стоит открыть собственную секцию, где за умеренное вознаграждение можно читать посетителям лекции о мировой гармонии, вселенской энергии «ки», и ущербности физической силы.
Не смотря на это, как уже было сказано, соревнования в айкидо не проводятся, и в ближайшее время не планируются. Причин этому несколько:
|
Многие техники в айкидо весьма травмоопасны |
Причина первая. В настоящий момент не существует методической системы, которая позволила бы адекватно проводить и оценивать поединки в айкидо. Технический арсенал большинства спортивных видов единоборств ограничен многочисленными правилами, которые, с одной стороны, делают схватки относительно безопасными для спортсменов, а с другой, делают сам процесс более длительным и зрелищным. В айкидо большинство техник не предназначено для многократного применения. По идее, проведение приёма должно заканчиваться либо тяжелой травмой, либо, на худой конец, болевым удержанием. Поскольку для уке такой вариант развития событий не является привлекательным, то на тренировках айкидо он выполняет различные варианты страховки — укеми, то есть, как бы помогает выполнить приём, одновременно сохраняя свои конечности в целостности. Если же оба будут упорно пытаться выполнить технику и ни в коем случае не упасть самому, то этим они лишь обеспечат дежурную медицинскую бригаду работой.
Внедрение необходимых правил и ограничений в айкидо неминуемо сделает его похожим на дзюдо или самбо, что, разумеется, совершенно не нужно.
Причина вторая. Проведение соревнований, в которых не было бы поединков, а проводилась бы оценка качества исполнения определенных приёмов и упражнений, разумеется возможна, но в этом случае теряется сама идея единоборства. По сути, точно так же как и обычно сите и уке будут работать в паре, помогая друг другу. В этом ничего плохого нет, но это мало отличается от того, чем занимаются на обычных тренировках. Необходимость в таких соревнованиях, откровенно говоря, сомнительна. Она хорошо подходит для гимнастики, фигурного катания или синхронного плавания, но никак не для боевого искусства.
|
Один из сиханов шодокан айкидо Тетсуро Нарияма, 8–й дан |
Причина третья. Во всех соревновательных видах спорта (и единоборства здесь не исключение) весь тренировочный процесс ориентирован на подготовку к чемпионатам. Вначале идет длительный период предсоревновательной подготовки, когда боец постепенно набирает спортивную форму, достигая пика непосредственно перед стартом состязаний. Затем он полностью выкладывается на соревнованиях, и начинается столь же продолжительный период реабилитации, восстановления после экстремальной нагрузки.
В айкидо, как и в большинстве других боевых искусств, подразумевается, что боец должен находиться в форме постоянно, всегда быть готовым применить свои навыки. Возможно, в этом одно из главных идейных отличий спортивных единоборств, от неспортивных. Результатом считается не победа в чемпионате, а физическое и духовное развитие.
И, наконец, в–четвертых, хотя объяснение из разряда «соперничество противоречит духу айкидо» в наших реалиях трудно воспринимать всерьез, тем не менее, оно имеет совершенно четкое значение для японцев.
История вкратце такова. Несколько лет назад по инициативе Федерации айкидо России, айкидо было включено в единую всероссийскую спортивную классификацию, что подразумевало так же проведение соответствующих состязаний. Президенту ФАР Егорову Н.Н. даже пришло письмо из Госкомспорта с предложением разработать правила проведения соревнований и квалификационные требования для занимающихся. Чем все закончилось неизвестно, однако, на просторах интернетов несложно найти письмо Хидео Ёнемочи (директора международного отдела фонда айкикай), адресованное Карповой (председателю тренерской комиссии федерации айкидо айкикай России), где было дословно написано: «Основатель Морихей Уэсиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем: «Айкидо — есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии». В соответствии с этим принципом Основатель учил, что: «В Айкидо нет и не может быть состязаний и соревнований».
|
Соревнования в шодокан айкидо. Танто рандори |
Поэтому недопустимо проведение любых состязаний, соревнований или турниров, под каким бы то ни было наименованием, на которых производилось бы сравнение или оценка техники. Недопустимо соревноваться или состязаться с целью победы.»
Вместо заключения, необходимо сказать, что соревнования в айкидо все–таки встречаются. Речь идет о направлении «шодокан», более известном как «томики–рю». Проводиться состязания могут в нескольких вариантах. Первый — ката, заключающееся в исполнение стандартных техник от стандартных атак. Выполняют её одновременно две пары, а пять судей затем выносят своё решение о том, кто из двух пар выполнил упражнение лучше. Второй вариант — танто рандори, свободный бой. Один участник, вооруженный резиновым ножом, пытается атаковать второго, а тот старается применить техники айкидо. Затем спортсмены меняются ролями. Оцениваются как приёмы, так и достигшие цели удары.
Проведение соревнований способствует популяризации шодокана во всем мире, хотя многие ортодоксально настроенные айкидоки из других стилей отрицательно относятся к подобной практике. Как бы то ни было, правила томики–рю не лишены изъянов, о которых уже говорилось выше. В частности, большое количество ограничений и правил при проведении танто рандори, не позволяет рассматривать его как модель реальной схватки. Тем не менее, оно дает айкидокам необходимый опыт работы в условиях реального противодействия противника.
04.09.2010