Интервью с Коичи Тохеем
|
Сенсей Коичи Тохей |
Коичи Тохей родился в 1920 году. В возрасте 19 лет он пришёл в додзё к Морихею Уэсибе и стал его учеником. В 1969 году стал первым айкидокой, получившим 10–й дан. После смерти О–сенсея мастер основал Общество изучения Ки, а также собственный стиль «Син син тоицу айкидо», что в переводе означает «айкидо координации тела и сознания». Благодаря Тохею, новое боевое искусство распространилось по всей территории Соединенных Штатов, а также стало широко известно и за их пределами. На Западе стиль айкидо Тохея больше известен под названием «Ки–айкидо».
Это интервью было записано 11 июля 1995 года Стэнли Праниным и опубликовано в 107 номере электронного журнала «Aikido Journal».
Принципы Земли и Неба, а также мой взгляд на жизнь
Aikido Journal.
Сенсей, расскажите нам о своем отношении к айкидо.
Коичи Тохей. По мере того, как мы собираемся вступить в начало 21–го века, мир, в котором мы живем, становится все более и более относительным. Потому что в нем присутствует и будущее, и прошлое. Потому как в нем есть место, как верху, так и низу. Внутри этого относительного мира нет ничего, что можно было бы назвать абсолютно правильным. Невозможно, например, сказать, что север — это правильно, а юг — нет. Существование того и другого является просто фактом.
Единственный путь поступать абсолютно правильно — это избегать вовлеченности в этот ураган, так называемых, событий относительного мира, а вместо этого жить в согласии с устойчивыми принципами Земли и Неба. Тот, для кого такой образ мышления стал обычным, не может быть неправым.
Решительное действие может быть рождено только из понимания того, что соответствует принципам Земли и Неба. Недостаток этого понимания приводит к бессмысленным усилиям, или «мури», что означает буквально «недостаток принципа», и чего следует избегать. Я всегда думал именно таким образом и тщательно стремился избегать действий, которые были бы связаны с лишними усилиями или которые противоречили этим принципам.
Айкидо — это в сущности путь, на котором человек находится в согласии с Ки Земли и Неба. Тем не менее, многие из тех, кто связан с будо, склонны говорить о нелогичных вещах и предпринимать ненужные усилия, делать совершенно невозможные действия. Однако мой образ жизни заключается в том, чтобы избегать действий, которые не соответствуют этому принципу.
Невероятные истории и реальность: Чему я реально научился у мастера Морихея Уэсибы
Aikido Journal. Что было наиболее важным из того, что вы изучили у Уэсибы сенсея?
|
Коичи Тохей и О–сенсей |
Коичи Тохей. Многие из тех людей, кто сейчас рассуждают о Ки, делают это в оккультном смысле, однако, я скажу, что никогда не делал ничего такого, что даже отдаленно было бы связано с оккультизмом. С другой стороны, многое из того, о чем говорил Уэсиба сенсей звучало именно как оккультизм.
В любом случае, я начал изучать айкидо потому, что я увидел, что Уэсиба сенсей достиг истинного мастерства в искусстве расслабления. Он мог быть столь сильным только потому, что был расслабленным. Я стал его учеником с намерением научиться именно этому. Откровенно говоря, я никогда особенно не слушал того, что он говорил о других вещах.
Рассказы о том, что Уэсиба сенсей мгновенно перемещался или выдергивал из земли сосны и размахивал ими вокруг себя — не более чем выдумки. Я всегда настаивал, чтобы люди, занимающиеся айкидо, избегали написания чего–либо подобного. К сожалению, многие меня кажется не слышали. Вместо этого, они лишь немного преуменьшали размеры дерева в своих рассказах с чего–то огромного до всего лишь 10 сантиметров в диаметре. В действительности, выдернуть из земли даже один корень лопуха уже достаточно сложно. Таким образом, как в мире может быть кто–то, кто смог бы вырвать из земли десятисантиметровую сосну, особенно если она ушла в землю своей корневой системой? Такие вещи — не более чем преувеличения, наподобие тех, которые часто используются в старых байках.
После того, как Уэсиба сенсей умер, эти истории стали совсем уж невероятными, и сейчас люди наделяют его способностью мгновенно перемещаться или внезапно появляться на расстоянии километра от того места, где он был. Рассказывают и много другой ерунды. Я был с Уэсибой сенсеем на протяжении длительного времени и могу с увереностью сказать, что никакими сверхъестественными силами он не обладал.
Aikido Journal. Сенсей, для человека, которому исполнилось 76 лет, у вас отличное здоровье. Оно всегда было таким?
Коичи Тохей. В действительности, я был очень болезненным ребенком. Мой отец говорил, что я должен стать сильнее, и отправил меня заниматься в секцию дзюдо, которую посещал сам в университете Кейо. Я упорно тренировался и со временем стал сильнее, однако, после того, как я поступил на курсы подготовки в колледж Кейо, я заболел плевритом, что вынудило меня на год забросить тренировки. Моя сила, заработанная с таким трудом, стала вновь исчезать.
Поскольку я не мог смириться с мыслью, что теряю все то, что наработал с огромным трудом, я пробовал заменить дзюдо другими формами тренировок, такими как дзадзен (медитация дзен в положении сидя) и мисоги (ритуал очищения). Я поклялся, что не допущу утраты собственной силы, даже если это убьёт меня. Забота о собственном здоровье и жизнь полу–инвалида никак не могли помочь моему выздоровлению, поэтому я послал всё к дьяволу и ударился в тренировки, хотя это было довольно рискованно. Айкидо также было частью этих тренировок. Я сконцентрировался на том, чтобы сохранить свои силы, и, немного погодя, рентгенографическое обследование показало, что плеврит полностью прошел. Удивительно, но я стал чувствовать себя лучше.
Хотя мои идеи в то время были еще достаточно смутными, но я чувствовал, что именно мой разум и дух (кокоро) заставили моё тело выздороветь. Я осознал, что очень важно то, как вы управляете своим разумом. Болезнь тела хотя и не желательна, но допустима, однако, ни в коем случае нельзя, чтобы болезнь распространилась на ваш разум или ваше Ки.
В Японии, когда у тела имеются какие–то проблемы, мы называем это «yamai» или «byo», что означает просто болезнь, однако, когда нарушение рапространяется на Ки человека, мы называем это «byoki». Таким образом, хотя моё тело может быть подвержено какому–либо заболеванию, я не должен допустить его распространения на моё Ки. Если разум здоров, тело также станет здоровым.
После своего выздоровления я вернулся в секцию дзюдо, но я не мог заставить себя продолжать тренироваться с прежним энтузиазмом. Причина состояла в том, что дзюдо настойчиво акцентирует внимание на состоянии тела, до того, как обратится к состоянию духа. Моя идея, однако, состояла в том, что разум ведет тело, и о чём бы вы не подумали в своём сознании, ваше тело также сможет это выполнить.
Кроме того, перед тем, как на два года прервать свои тренировки дзюдо, я получил второй дан, теперь же те, с кем я начинал заниматься, имели уже четвертые или пятые даны. Даже многие из обладателей третьего дана настолько сильно продвинулись вперёд, что могли меня бросить из любого положения. Это было не особо интересно, а также не слишком забавно.
Надеясь стать сильнее, я пошел домой и начал наносить удары по колоннам, поддерживающим дом. После того, как я стал делать это упражнение пару тысяч раз за день, однажды стены начали проседать. Моя старшая сестра была не очень этому рада, и заставила меня тренироваться на улице в саду. Через несколько недель мои ноги стали двигаться с такой же ловкостью и выносливостью, что и руки. Я пришел обратно в додзё и смог бросить любого.
Встреча с Морихеем Уэсибой
Aikido Journal. Когда вы пришли в додзё Уэсибы?
|
Сенсей Коичи Тохей в расцвете сил |
Коичи Тохей. Я полагаю, это случилось в 1940 году. Кисабуро Осава пришёл несколькими неделями позже. Мне казалось, что всё дело было в том, что я мог потренироваться в одиночку пару недель, а затем вернуться в додзё и бросить кого угодно. «Зачем утомлять себя боевым искусством, таким как это», — думал я. Это было, когда я повстречал Уэсибу сенсея. Шохей Мори, один из моих преподавателей дзюдо, работавший на Манчжурской железной дороге, рассказал мне о мастере, обладавшем феноменальной силой и спросил, не желаю ли я встретиться с ним. Он дал мне рекомендательное письмо, и я поехал.
Уэсибы сенсея не было в додзё, когда я прибыл, и меня встретил учи деши по имени Мацумото. Я спросил его, на что похоже айкидо. Он ответил: «Дайте мне вашу руку, я покажу вам это». Я знал, что он хочет выполнить на мне какую–то технику, поэтому я выставил вперед свою левую руку вместо правой. Будучи правшой, я хотел сохранить в резерве свою сильнейшую руку. Он схватил моё запястье и резко выполнил технику никкадзё. Поскольку эту часть своего тела я не тренировал вовсе, то приём получился очень болезненным. Уверен, что моё лицо побледнело, однако, поскольку я не собирался дать ему возможность почувствовать своё превосходство, то терпел боль так долго, как только мог. После чего я ударил его кулаком правой руки, он засуетился и отпустил меня.
Я начал было думать, что это и есть айкидо, а потому можно забыть о нём и возвращаться домой. Но как раз в этом момент вернулся Уэсиба сенсей. Я вручил ему рекомендательное письмо, и он сказал: «Ах, да, от мистера Мори…». Затем, в качестве демонстрации, он начал бросать одного из самых больших учи деши по всему додзё.
Я думал, что всё это выглядит как мошенничество до тех пор, как Уэсиба сенсей не сказал мне снять пальто и подойти к нему. Я вышел в стойку дзюдо и попытался схватить его. К моему великому удивлению, он бросил меня так мягко и быстро, что я даже не смог понять, что произошло. Я знал теперь, что это было именно тем, чем мне хотелось бы заниматься. Я попросил разрешения немедленно записаться и начал посещать додзё каждый день с раннего утра.
Тренировки казались мне очень необычными и таинственными, и мне было крайне необходимо узнать, как должны выполняться техники. Когда кто–то использует силу, чтобы бросить вас, вы всегда можете среагировать и предпринять ответные действия. Однако, совсем другое дело, когда человек не делает ничего особенного, а вы все равно оказываетесь в полёте. Я думал: «Ух ты, вот это действительно вещь».
Поначалу я не понимал, что происходит. Даже студент колледжа мог без проблем бросить меня. Мне казалось это весьма странным, я пытался делать захваты еще более сильными, но, разумеется, от этого меня бросали с ещё большей легкостью.
В то же самое время я продолжал свои занятия ичикукай. Я оставался там на всю ночь и практиковал дзадзен и мисоги. Тренировки были направлены на достижение состояния своего рода просветления, в котором и тело, и разум становились полностью свободными. Это было крайне утомительно, после чего я спешил на тренировки айкидо уже смертельно усталый. К моему удивлению, я обнаружил, что в таком состоянии люди, которые всегда до этого могли меня бросить, были совершенно не способны сделать это. В то же время, для меня не составляло труда бросить их. Все считали это очень странным и говорили что–то вроде: «Что происходит с Тохеем?! Он пропустил тренировку и пришёл даже более сильным, чем раньше!»
Намного сложнее для кого–то бросить вас, если вы расслабитесь, и также становится намного проще вам бросить своего противника. Я думал об Уэсибе сенсее и осознал, что он на самом деле был полностью расслабленным, когда выполнял техники айкидо. После этого я внезапно понял значение слова «расслабиться».
Моё айкидо становилось всё совершеннее по мере того, как я продолжал свою практику дзадзен и мисоги. Через 6 месяцев или около того, я был даже направлен инструктором в такие учреждения, как академия военной полиции в Накано и частная школа Шумеи Окава. Никто, за исключением О–сенсея, больше не мог бросить меня. Мне понадобилось всего лишь пол года, чтобы достичь таких результатов, поэтому я считаю, что пять или десять лет — это слишком медленно.
Даже сейчас большинство людей упорно пытаются изучать техники, я же с самого начала занимался изучением Ки.
Aikido Journal. Как вы думаете, когда Уэсиба сенсей стал мастером в «искусстве расслабления»?
Коичи Тохей. Возможно, это произошло, когда он жил в Аябе и был тесно связан с религией омото кё. Уэсиба сенсей часто рассказывал историю о том, как однажды он стоял у колодца, утоляя жажду и умываясь после тренировки, когда внезапно осознал, что его тело стало совершенным и непобедимым. Он ощутил со всей ясностью значение звуков птиц и насекомых, и всего другого, окружающего его. Вероятнее всего, это состояние длилось не более пяти минут, однако, я думаю, что именно после этого он стал мастером в искусстве расслабляться. К сожалению, он всегда рассказывал об этом опыте используя религиозную терминологию, которая в большей или меньшей степени была малопонятна окружающим.
Перед войной сенсей преподавал в Военно–морском колледже, где у него в качестве одного из учеников занимался принц Такамацу (младший брат императора Шова). Однажды принц указал на Уэсибу сенсея и сказал: «Попробуйте поднять этого старика». Четыре сильных матроса изо всех сил старались оторвать его от земли, но у них ничего не получилось.
Сенсей сказал тогда: «Все священные духи Земли и Небес вошли в моё тело, и я стал таким же неподвижным как тяжёлая скала». Все поняли его буквально и поверили ему. Я слышал от него подобные вещи сотни раз. Что касается меня, то никакие божественные существа никогда в моё тело не входили. Я никогда не воспринимал всерьёз такого рода абстрактные объяснения.
|
Демонстрация принципа Ки |
Однажды, когда я был с сенсеем на Гаваях, проводились показательные выступления, на которых два сильных гавайских ученика пытались поднять меня. Они уже знали, что им это не удастся, поэтому особо и не старались. Но сенсей, который стоял в стороне и наблюдал за происходящим, воскликнул: «Остановитесь, вы можете поднять Тохея, можете поднять его! Стоп, остановите их! Это очень плохая демонстрация!»
Видите ли, накануне вечером я пил до трех часов ночи, и сенсей был в курсе того, в каком состоянии я пришел домой. Он сказал: «Разумеется, боги не захотят входить в тело такого алкоголика как ты! Если они сделают это, то тотчас же опьянеют!» Поэтому он думал, что меня смогли бы поднять. На самом деле, такого рода вещи не имеют ничего общего с духами или богами. Имеет значение только способность сохранять пониженным центр тяжести. Я знал это, и это именно то, чему я обучал своих учеников. Это не будет значить ничего, если только определенные люди смогут делать это. Подобные вещи должны быть доступны каждому, если они понимают, о чем идет речь.
Люди с так называемыми сверхъестественными способностями обычно единственные, кто может делать то, о чем они говорят. Остальные же не могут сделать этого, а они не могут этому никого научить, потому как то, что они делают — нереально; это мошенничество. Все могут делать то, чему я учу. Эти вещи присутствуют в техниках айкидо просто потому, что они существуют. Все что вам надо знать, это как их делать правильно, и смотреть на это как на проявление сверхъестественных сил , требующих присутствие каких–то богов, или чего–то еще — огромная ошибка. Я считаю, что моя основная задача — учить правильно.
Интервью с Коичи Тохеем (продолжение)