Отчет о Международном фестивале айкидо в Москве (21–23.10.2010)
С 21 по 23 октября в Москве проходил Международный фестиваль айкидо 2010, организованный Всемирным Центром Айкидо, Международной Федерацией Айкидо, Российским союзом боевых Искусств, Национальным Советом Айкидо России и Федерацией Айкидо России. Тренировки на фестивале проводили: правнук Морихея Уэсибы и сын нынешнего Дошу (лидера айкикай) — Мицутэру Уэсиба Вака–сенсей, а также три сихана Хомбу Додзё: Шигеру Сугавара (7–й дан айкидо айкикай), Хироши Фуджимаки (6–й дан айкидо айкикай) и Тони Смиберт (7–й дан айкикай); Стефан Стенадд (6 дан), и 2 российских инструктора Федерации айкидо айкикай России: Авербах (5 дан) и Найдов–Железов (5 дан).
|
1–я тренировка на Международном фестивале айкидо |
В отличие от Всероссийских фестивалей айкидо, проходивших в предыдущие годы в том же спортивном зале «Дружба», посещение международного фестиваля айкидо 2010 оказалось удовольствием не бесплатным и стоило желающим потренироваться и поглазеть на потомка Морихея Уэсибы 4500 рублей (для москвичей) и 3000 рублей (для иногородних). Но, как выяснилось в первый же день посещения фестиваля, никто на входе не проверял ни красивые пластиковые карточки, которые вроде бы должны были являться входными билетами, ни есть ли вы в списках оплативших участие в фестивале. Пройти в «Дружбу» можно было совершенно бесплатно и в любой момент. На входе проверяли только сумки, и то только так, для порядку.
Сначала я очень расстроилась, что зря рассталась с деньгами (ведь они могли бы пригодиться на семинар Ясухисы Сиоды, который проходил практически параллельно в эти же дни), но, выйдя на татами, я поняла, за что заплатила. Оказалось, что народу пришло совсем не много (по сравнению с предыдущими фестивалями айкидо, на которых выполнить страховку было негде) — то ли сказался тот факт, что фестиваль платный, то ли то, что он начался в будний день — в четверг, и не все смогли уйти с работы. Практически не было случайных людей, которые пришли «за компанию» или потусоваться, а были те, кто пришёл работать. Кстати, на сайтах, на которых анонсировался Международный фестиваль айкидо 2010, было написано, что ожидается около 2 тысяч поклонников айкидо, а на сайте самого мероприятия — что более 3 тысяч. К счастью, этого не произошло, и фестиваль для занимающихся больше напоминал обычные тренировки, чем семинар или мастер–класс.
В первый день прошло 6 тренировок по 1 часу. Каждая тренировка начиналась весьма ненапряжной разминкой, которую легко бы осилила и 80–летняя бабушка, и которая местами напоминала самомассаж биологически активных точек. Далее выполнялись базовые приёмы. Мне, как занимающейся ёсинканом, было конечно непривычно, но очень интересно потренироваться по–айкикаевски. Удалось поработать с теми, кто делает приёмы черезчур мягко (иногда это доходило до крайности). Стоит ли говорить, что падать или выглядеть поверженным уке нисколечко не хотелось, но я всё равно падала, как от меня того ожидали, в надежде понять какой смысл в таких расслабленных и полусонных движениях. Довелось поработать и с теми, кто делает весьма жёстко (почти как в ёсинкане) и эффективно (как правило, это были уже более опытные люди с чёрными поясами). Хотя далеко не все чёрные пояса делали приёмы эффективно. Поэтому вопрос о том, какой айкикай — мягкий или жёсткий для меня потерял всякий смысл. На мой вопрос, зачем расслабляться до состояния спящей мухи, некоторые говорили, что сенсей их учит никогда не напрягаться, а меня в свою очередь спрашивали, зачем я так напрягаюсь.
|
Сенсей Фуджимаки работает с российским гайдзином |
Наблюдая за японскими мастерами на Международном фестивале айкидо 2010, я заметила, что в их движениях прослеживается и сохранение рук на центральной линии, и работа поясницей и бёдрами, и загрузка коленей, то есть всё то, на чём акцентируется внимание и в ёсинкане. Что касается японских сенсеев, проводивших тренировки на фестивале, то все они впечатлили не только своей техникой, но и статностью, ровной осанкой и стройностью (чего не скажешь о некоторых российских айкидоках, отрастивших внушительное пузо). Я здесь имею в виду не столько хорошую физическую форму (что, конечно, должно является нормой для занимающегося айкидо и не обсуждается), сколько ту манеру прямо и ровно держаться, походку с высоко поднятой головой. При этом в них не чувствуется ни грамма гордости, скорее наоборот, спокойная уверенность. Например, когда тренировку проводил Вака сенсей, то Хироши Фуджимаки (который вёл тренировку в предыдущий час) тренировался вместе со всеми, запросто вставал в пару и с чёрными, и с белыми поясами, и даже работал с детьми. То же самое касается и учи деши мастеров, который также работал со всеми подряд. Кажется, что японские мастера тренируются не только в зале, но и всю свою жизнь превратили в каждодневную тренировку, а каждодневная тренировка стала частью повседневной жизнью, настолько, что осанистость и манера прямо держаться явились как бы следствием или побочным эффектом такого образа жизни.
|
Шигеру Сугавара на Международном Фестивале Айкидо |
Кстати, Шигеру Сугавара, проводивший в первый день фестиваля третью тренировку, вынужден был прерваться и высказаться через переводчицу (которой отдельное спасибо за хороший и качественный перевод) по поводу одного момента. Дело в том, что большинство занимающихся (да и я тоже) умудрялись одновременно и тренироваться, и фотографировать всё, что происходит вокруг, и самого Шигеру Суговару. Выглядело это так: как только звучала команда прекратить работать в паре и бежать садиться в круг смотреть, какую следующую технику покажет мастер, некоторые неслись за фотоаппаратами, которые лежали по периметру татами в сумках, а потом неслись на всех парах скорее фотографировать Суговару. И если Вака сенсей и Фуджимаки сенсей на это никак не реагировали, то Суговара сенсей, не выдержав, прервал тренировку и обратился ко всем с речью, примерный смысл которой вот в чём: «Если вы пришли тренироваться, то тренируйтесь. Если у вас есть официальное разрешение фотографировать, и вы пришли именно для этого, то фотографируйте. Помимо того, что это элементарно не культурно — выйти в кимоно на татами и носиться с фотоаппаратами вместо того, чтобы тренироваться, так вы ещё ни одно из этих дел хорошо не сделаете».
|
Вака сенсей на Международном фестивале айкидо |
После такого заявления я спрятала фотоаппарат и решила больше не фотографировать, а сосредоточиться на тренировках. Потом уже организаторы фестиваля через микрофон стали предупреждать всех о том, что фото– и видео– съёмка на татами запрещена.
Вака сенсей (в переводе, вака — означает младший. В Японии этот термин используется при необходимости сделать различие между двумя сенсеями, имеющими одну и ту же фамилию, чаще всего, при этом речь идёт об отце и сыне: в этом случае старший из них будет называться О–сенсей, а младший — Вака сенсей.), Мицутэру Уэсиба — правнук Морихея Уэсибы, за всё время Международного фестиваля айкидо 2010 провёл 4 тренировки. Помимо проведения тренировок на него была ещё возложена нелёгкая миссия официального главы делегации Хомбу Додзе. Этот молодой, очень приятный и симпатичный сенсей постоянно был нарасхват. Когда он не вёл тренировку, его то окружали дети и взрослые, желающие взять автограф и сфотографироваться с ним, то у него самого брали интервью. Одним словом, роль наследного принца Хомбу Додзё, очевидно, не самая лёгкая.
В технике Вака сенсея чувствовалась некая плавность, стремительность и лёгкость. Когда он пару раз делал приёмы на мне (это были в основном шомен ирими наге) — то казалось, что силы он совсем никакой не прикладывает. Словом, упереться я действительно могла, но просто решила не выпендриваться. Видать, на тот момент меня заразила общая айкикаевская атмосфера покладистости.
|
Тренировки проводят Тони Смиберт и Стефан Стенадд |
И ещё немного о японской собранности. Когда дело дошло до показательных выступлений в третий день Международного фестиваля айкидо 2010, и за стол для почётных гостей уселся благодетель всех айкидок России — Кириенко, посол Японии и прочие важные гости, все японские сенсеи тут же явились в идеально сидящих на них костюмах и галстуках, как того требовала официальная часть фестиваля. Я очень расстроилась, поскольку решила, что раз японцы в костюмах, то выступать они не будут, а будут только смотреть, как русские гайдзины пытаются показать им своё айкидо. Почётные гости и Вака сенсей произнесли торжественные речи, в течение которых (а это заняло не менее 25 минут) команды из разных городов, участвующие в показательных выступлениях стояли, выстроившись в одну линию. Далее, после гимна России, начались сами показательные. Выступало много команд из разных уголков нашей необъятной родины и представители московского айкикая. Честно говоря, далеко не все выступавшие произвели на меня впечатление.
И тут после того, как выступили все российские участники, на татами вдруг выходят японцы, успевшие уже сменить официальные костюмы на кимоно и хакаму. Как они успели переодеться, я не представляю — я ведь даже не заметила, когда они ушли из–за стола с почётными гостями. Вот тут–то, наконец, и можно было посмотреть на айкикай в исполнение настоящих японских мастеров. Больше всех мне понравился сам Вака сенсей, и хотя выступления Шигеру Сугавара и Хироши Фуджимаки тоже были очень хороши, но Вака сенсей покорил скорее эстетичностью и красотой движений. Не знаю, насколько эффективными были его броски, но работа от нескольких атакующих выглядела очень плавной и лёгкой, смотреть было одно удовольствие.
|
Участники показательных выступлений слушают речи почётных гостей |
Представителей ёсинкана на всём фестивале было только двое: Кальманов Александр и я. Хотя фестиваль носил название — Международный фестиваль айкидо, и нигде не говорится, что фестиваль именно айкикаевский, представителей других стилей айкидо, я на нём не встречала. Попадались правда люди, утверждавшие, что у них какое–то особое направление айкикая, которое в чём–то отличается от обычного айкикая, что–то они там делают по–другому.
В целом Международный фестиваль айкидо в Москве 2010 оказался очень интересным и познавательным, удалось получить некоторое представление о стиле айкакай, поработать с разными людьми, в основном с белыми поясами. Поскольку названия техник и приёмов, а также стойки, и базовые приёмы в ёсинкане немного отличаются от принятых в айкикае, то я порою туго соображала, как делать ту или иную технику. Но большинство людей, с кем я работала, охотно и терпеливо объясняли, как делать приёмы по–айкикаевски, за что огромное им всем спасибо.
Некоторые фотографии с фестиваля айкидо в Москве выложены в галерее.
Коростелёва Мария