Отчёт об участии наших товарищей в семинаре под руководством сенсея Такено. Малайзия (июль 2015)
Все началось незадолго до новогодних праздников. На май месяц была запланирована очередная поездка в Японию, мы уже приобрели билеты, потихоньку начали тренироваться. Однажды в разгар рабочего дня мне позвонил Вячеслав и спросил, поеду ли я в Малайзию на показательные выступления. Вроде как, пришло приглашение от Сонни Локе по рекомендации Такено сенсея. Я спросила, сколько дней нужно на размышления. Вячеслав сказал, что ответ нужно дать сегодня, прямо сейчас. Я, тихо офигевая, подумала, что ничем таким уж серьезным не связана, и тут же согласилась. В итоге была сформирована группа выступающих — Вячеслав, Анна (клуб КенСинКан) и Софья (клуб Ки Нагарэ — это я), а также группа поддержки — Милана и Наталья — у них была своя развлекательно–туристическая программа, но они собирались пойти посмотреть на наше выступление.
И вот завертелась карусель — подготовка, тренировки, билеты, бронирование гостиницы, отработка программы, поездка в Японию, усиленная подготовка в Яманаси додзе, приезд, еще более активные тренировки, и вот настал момент, когда самолет из Домодедово унес нас в далекие теплые страны. Прямых рейсов в Куала–Лумпур нет, поэтому нас ждала короткая стыковка в Дохе (всего 50 минут на пересадку). Мы очень нервничали и старательно выбирали места поближе к выходу в самолете, чтобы в первых рядах его покинуть и помчаться на второй рейс. Благо, чемоданы не требовалось получать, они перегружались автоматически.
Катар встретил нас липкой и душной жарой сразу по выходу из самолета. Было такое ощущение, будто вместо улицы попали в парилку в бане. Зато в аэропорту кондиционеры работали на полную мощность, пришлось даже кофту набросить. Аэропорт в Дохе сверкал и удивлял роскошью, выставляя напоказ нефтяное богатство страны. Пересадка прошла успешно, в самолете время пролетело быстро и большей частью во сне, в Куала–Лумпуре мы оказались утром следующего дня. В аэропорту поменяли немного денег (опытные путешественники советовали деньги менять в городе, т.к. в аэропорту курс невыгодный — в действительности, так и оказалось) и взяли билет на местный аналог аэроэкспресса.
Аэропорт в Куала–Лумпуре очень большой, между двумя терминалами ходит поезд. Так как багаж надо было получать на другом терминале, мы прокатились на этом весьма шустром поезде. Прибыв на центральный вокзал, мы немного поблуждали по местным переулкам в поисках гостиницы, нашли ее (всего–то 5 минут ходьбы от вокзала), но т.к. прибыли слишком рано, поэтому оставили багаж на ресепшн и пошли искать место, где можно перекусить. Далеко ходить не стали, рядом с гостиницей расположился огромный торговый центр с ресторанным двориком, там–то мы и выбрали себе по вкусу кафешку с национальной кухней (очень вкусно и недорого) и впоследствии обедали именно в ней, решив, что от добра добра не ищут.
Первое впечатление от страны: смесь нищеты и богатства, смесь красок, культур, запахов, вкусов — немного ошеломляет с непривычки, но создает интересную атмосферу. Шокирует контраст блестящих стеклом и сталью небоскребов и полуразвалившихся двухэтажных бетонных домов с покрытыми черной плесенью стенами, дорогих торговых центров, манящих прохладой и блеском бутиков, и Чайна–тауна с его пестрыми грязными лавками и нищими, спящими прямо посреди улицы (благо, тепло — даже одеяла не нужно).
Очаровала Маленькая Индия — индийский квартал рядом с отелем — полосатые расписные арки, женщины в сари, мужчины с нарисованной хной точкой на лбу, магазины одежды в стиле Болливуд, кругом музыка из индийских фильмов, худой полуголый мужчина в позе лотоса с закрытыми глазами возле перехода. Кругом фруктовые лавки, торгующие кокосами — подходи — продавец парой взмахов наточенного тесака срежет макушку у зеленого кокоса, вставит трубочку — пей освежающий сок. Кстати, отлично утоляет жажду! Кругом снуют машины, мотоциклы ездят прямо по тротуарам, пешеходы не заморачиваются правилами дорожного движения — дорогу переходят там, где удобно и зеленого сигнала светофора не дожидаются. Кстати, улицы там для пешеходов не приспособлены совершенно. Зато автомобильные дороги отличные. Асфальт — как стекло. И множество сплетающихся и завивающихся в совершенно безумные кольца развязок.
Женщины большей частью в хиджабах, в длинных юбках с туникой поверх. Встречаются и полностью закутанные в черную паранджу, только узкая прорезь для глаз — прямо ниндзя, да и только. Особенно прикольно, если еще и в очках. А из–под длинных пол паранджи — белые кроссовки. Многие одеты в джинсы непременно темного цвета. Плечи, руки тоже закрыты. В майках и шортах — только туристы. Страна–то, как ни крути, преимущественно мусульманская. В метро для женщин отдельные вагоны — помечены розовым цветом. Мы в первый день не обратили внимания, зашли всеми в такой вагон, стоим, едем, народ на нас косится. Думаю, что косится? Потом смотрю, кругом наклейки розового цвета с надписью «Вагон только для женщин». Я тихонько Славу в бок толкаю, показываю глазами на надпись. Он немного в лице сменился, стоит, с ноги на ногу переминается. Благо, ехать всего одну остановку, вышли, потом долго шутили на эту тему.
Рядом с гостиницей расположилась мечеть, утром перед рассветом и далее в течение дня (строго в определенные часы) муэдзин орал, как потерпевший, призывая правоверных на молитву. В силу какого–то странного аккустического феномена особенно хорошо эти крики были слышны у Ани в комнате. Этажом выше (у Славы в комнате) почему–то слышимость снижалась, а в моей комнате (за углом здания) крики были слышны только на рассвете, когда стихал шум города. Вечером, когда сидели у Ани, мы даже вздрагивали от этих звуков. В каждой комнате на потолке стрелочка зеленого цвета — чтобы правоверным мусульманам знать, в какую сторону молиться.
В двух кварталах от отеля — индуистский храм — множество расписных статуй, изобилие лепнины. В китайском квартале — буддистский храм с красными фонариками и бронзовыми драконами. За углом на соседней улице — католическая кирха. Такой мешанины религий и культур наверное больше нигде не встретишь. Кухня тоже очень специфическая. Торжество специй и перца. Масса всевозможных фруктов. Я и названий–то некоторых не слышала. И все такое вкусное, сочное, сладкое, свежее. У нас такого не попробуешь. Манго аж четыре вида, арбузы красные и желтые, а еще папайя, мангостин, рамбутан, личи, драгонфрукт, медовая дыня и просто дыня, золотистый киви и киви обычный, виноград размером с горошину и размером со сливу, кокос, финики, яблоки, груши (совершенно не похожи на наши — размером с грейпфрут и круглые) и, наконец, знаменитый дуриан. Тот самый, на который наложены санкции на провоз и пронос в общественные места из–за на редкость вонючего и гадостного запаха.
После заселения в номер и приведения себя в некое подобие порядка, мы поехали на встречу с организаторами общей движухи. На вечер была запланирована тренировка, поэтому после встречи с Такено и Чиеми, а также знакомства с Сонни Локе и Нагано все отправились в соседний отель, в котором и должны были проходить показательные выступления.
Под мероприятие был отведен достаточно большой зал. По его центру укладывали листы татами, скрепляя их металлическим каркасом, по периметру уже стояли ряды стульев для зрителей. С потолка свешивались флаги стран–участников (в том числе и России!). Пол был застелен ковровым покрытием, на стенах и колоннах висели баннеры с Такено в угрожающих позах, жестоко расправляющегося со своими уке (ну прямо Самсон, разрывающий пасть льву), и экраны для трансляции выступления. В холле перед основным залом установили столы. Все это смотрелось весьма пафосно и настраивало на серьезный лад. Сразу захотелось дематериализоваться и немедленно свалить отсюда домой, в Россию, подальше от этой нервотрепки. Но... Теперь, похоже, уже поздно было метаться, нас посчитали (как в том мультике).
Судя по всему, не я одна чувствовала себя овцой на заклание. Организаторы нервничали, в зале сломался кондиционер, тренировка срывалась. Сидеть, дергаться, переживать, и ждать починки смысла не было. Поэтому все дружно отправились пить пиво. За пивом мы поближе познакомились и пообщались с коллегами по несчастью (по выступлению) — англичанами (солидная группа из выступающих и поддерживающих) и немцем в единственном числе (но зато с колоритной запоминающейся блондинистой бородой). Право, ничто так не сближает, как совместное распитие алкогольных напитков и ощущение того, что все мы повязаны одним общим мероприятием. Правда, с моей стороны общение сводилось к невербальным средствам коммуникации — мимике и жестам (увы, кроме великого русского во всех его проявлениях, никаким другим языком не владею). Собственно, этим и закончился первый день пребывания в Малайзии — через какое–то время усталость после дальнего перелета начала брать свое, и мы в полузомбированном состоянии отправились в отель отдыхать перед завтрашней генеральной репетицией.
Впасть в анабиоз в отеле удалось не сразу. Кондиционеры в номерах были устроены так, что поток ледяного воздуха даже на минимуме просто сдувал с кровати. Сначала я легла головой к окну, потом к двери, потом поперек кровати. Потом встала и возвела защитное заграждение от этого тайфуна из подушек и одеял, только после этого удалось отключиться.
Утро следующего дня ознаменовалось тем, что Слава и Аня чуть не проспали завтрак. Пока они знакомились с отельным шведским столом, я, не теряя даром времени, отправилась ставить галочки в своем маршрутном листе по местным достопримечательностям. Самой первой и самой жирной строкой стояли пещеры Бату — пещерно–храмовый комплекс на севере Куала–Лумпура, знаменитый гигантской позолоченной статуей Муругана (Карттикеи) и жестокими религиозными обрядами фестиваля тамилов (адепты волочат жертвоприношения, привязанные к рыболовным крючкам, которые втыкаются прямо в кожу — прямо рай для мазохистов какой–то!).
Кстати, эти обряды повсеместно запрещены, и только здесь собрание извращенцев может отвести душу :). Оказалось, что до этого жутко культурного места всего минут сорок езды на местном метро от центрального вокзала. Пещеры расположены прямо возле выхода со станции в живописном скальном массиве, виднеющемся справа по ходу поезда. Возле ворот продаются всевозможные сувениры, а также бананы и манго для подкормки местных обезьян. Обезьяны там, надо сказать, весьма наглые. Спокойно расхаживают по лестницам, взимая дань в виде фруктов и сладостей с туристов. Если турист не спешит расстаться с приглянувшимся продуктом питания, обезьянки без лишних церемоний подбегают и сами вырывают продукт из рук. При этом зубы у них огромные, кривые и желтые, и показывать их они не стесняются. Сразу понимаешь, что в случае чего они пустят их в ход, не задумываясь. Поэтому близкого общения с приматами в виде прикармливания и попыток погладить я избегала, но при удобных ракурсах пофотографировала.
Пещеры буквально зашкаливали экзотичностью. Первая и самая маленькая пещера была посвящена Хануману. Царь обезьян приветствовал туристов в облике большой раскрашенной статуи возле входа в подземелье. Внутри я с трудом удержала вздох восхищения: большое подземное пространство было подсвечено теплым желтым светом, причудливо изборожденные тысячелетия тому назад водными потоками морщины и складки стен извивались и заставляли взгляд скользить выше и выше, к самому потолку. Кое–где свисали сталактиты, натеки на стенах останавливали взгляд и невольно заставляли искать систему в хаотической массе — воображение подсказывало то голову черепахи, высовывающуюся из стены, то ногу великана.
Люди тоже внесли свой вклад в украшение этого природного объекта — вдоль стен стояли, лежали, сидели в разных позах герои Рамаяны — раскрашенные статуи, большие и маленькие. Входящим в пещеру туристам они представлялись красочной процессией, шествующей навстречу и показывающей различные сценки из эпоса.
От этой пестроты и великолепия захватывало дух. Хотелось бродить, созерцая это пиршество красок. Но тут друг–фотоаппарат пришел на помощь. Есть один надежный рецепт — если захватывает дух от красоты или от страха — начинай фотографировать. Процесс гарантированно успокоит и отвлечет. Помнится, пришлось мне как–то проехаться на подъемнике на Домбае. Под ногами пропасть метров 300. А надо сказать, высоты я боюсь очень сильно. Боюсь даже на табуретке стоять. На балкон дома хожу с закрытыми глазами. Пришлось во время подъема все время фоткать — когда смотришь в объектив, почему–то все кажется не таким страшным :). Если же удалось попасть в какое–то очень красивое место, порой даю себе слово приехать сюда еще раз, но уже без фотоаппарата — сильно отвлекает и мешает созерцанию, нет такой полноты ощущений. Увы, фотографирование и наслаждение красотой — два взаимоисключающих процесса. С другой стороны, очень хочется донести это великолепие до других людей. И если вокруг все так чудесно, а фотика нет, начинаю жалеть, что нельзя запечатлеть. Такой вот дуализм.
Наверх пещеры вела лестница с высокими ступенями. Я решила подняться и еще раз все снять с другого ракурса. Поднявшись практически к самому потолку, пожалела, что это сделала: вид сверху был не таким завораживающим, как снизу. И еще в силу каких–то таинственных природных процессов воздух под потолком пещеры оказался практически лишенным кислорода — было очень тяжело дышать, сердце колотилось, как сумасшедшее. Будто две дювадзы подряд выполнила. Пришлось поскорее спускаться и выходить на улицу.
Возле каждой из пещер расположились индуистские храмы. Множество людей в пестрых национальных одеждах поднималось босиком по ступеням, внизу висела табличка о том, что на входе в храм необходимо снять обувь. Я оставила босоножки и пошлепала босыми ногами по теплым гранитным плитам наверх. Там происходило какое–то действо: курились благовония, люди двигались, что–то пели. Колоритный старик в белом восседал с закрытыми глазами на ступеньках (видимо, уже впал в какую–нибудь нирвану). Зато дети, они везде одинаковы — с визгом и писком бегали в догонялки и совершенно не слушали призывающих к порядку строгих мамочек в ярких сари.
Насмотревшись на всю эту экзотику, я поспешила к главной пещере — времени на созерцание оставалось не так много. К главной пещере вела длинная лестница (272 ступеньки, сгруппированные по 17 с небольшими площадками для отдыха. Лестницу охраняла грандиозная позолоченная статуя Муругана. Солнце уже поднялось из–за скал, поэтому подъем под палящими лучами представлялся совсем не раем. Но, на удивление, оказалось, что подниматься достаточно легко, и все ступеньки я одолела за два приема с коротким перерывом на фотографирование обезьянок, скакавших и путавшихся под ногами, и выпрашивающих подачки.
Внутри главной пещеры косяками бродили туристы, кругом продавались всевозможные сувениры, в глубине расположилась храмовая площадка, с которой индус в белых одеждах что–то увлеченно вещал скопившимся вокруг адептам. Воздух в пещере, вопреки ожиданиям, оказался не холоднее, чем на улице, но еще и более влажный. Запах стоял, мягко говоря, не слишком приятный. Может, это были подгнившие фрукты или продукты жизнедеятельности обезьян, а может, и то, и другое. Сама пещера оставляла впечатление грандиозного природного купола с провалом наверху, в который зримо струился потоками солнечный свет. По краям провала свисали вниз лианы, ветви наклонившихся над пропастью деревьев. Из–за большого содержания влаги солнечные лучи на входе в пещеру обретали видимость и казались бело–золотым дождем, проливавшимся в подземелье. Они выхватывали изнутри рельеф сводов и создавали великолепную мощную картину силы природы, в сравнении с которой жалкие человеческие попытки — ничто. Все эти постройки внутри пещеры, какие–то леса, прожектора только мешали. На мой взгляд, присутствие человека здесь только портило все впечатление. В диком состоянии эта пещера выглядела бы еще грандиознее.
Больше смотреть в пещерах было нечего, самая большая пещера была закрыта — туда ходили только со специальным оборудованием, и группу набирали по записи. Поэтому я поспешила вниз отсчитывать 272 ступеньки и бежать на станцию, так как время уже поджимало. Приехав в гостиницу, я переоделась, и мы с Вячеславом и Анной поспешили на репетицию выступления.
Кондиционер в зале починили. Переодевшись в доги, мы влились в группу участников, обкатывавших программу. Для подготовки изначально давалось пять блоков. Это танто сохо (Вячеслав и Анна), танто сотай (Вячеслав и я), дзе сохо (Вячеслав и Анна), сувариваза (я и Анна) и собственная программа. Собственную программу готовили на свое усмотрение, мы отрабатывали техники от разных видов атак — катате мочи, йокомен учи и шомен цки — по пять–шесть техник (Вячеслав — сите, Анна и я по очереди уке). Все это мы готовили сначала в Яманаси, затем два месяца усиленно отрабатывали дома. Особый упор был на танто сохо. По поводу сувариваза Такено и Чиеми сказали, что, скорее всего, мы не будем в нем участвовать, поэтому с ним мы не особенно усердствовали. И зря. Как оказалось, его нам пришлось выполнять, причем, в самом начале. При этом сите (то есть, я) должен выступать в хакаме. Естественно, такой вариант событий предполагался, поэтому, будучи в Японии, я обзавелась хакамой. Дома мы провели две репетиции, чтобы привыкнуть к аксессуару, но, увы, мне казалось, что все выглядит очень и очень печально.
Все выступление должно было состоять из двух частей с десятиминутным перерывом. Вот приблизительная программа всей демонстрации.
- Приветственная речь Такено сенсея.
- Сувариваза (4 пары — англичане, малазийцы, русские — Аня и я, Чиеми и Пей И).
- Канрен ваза (детская секция Малайзия).
- Демонстрация Лондонской группы Ёсинкан.
- Танто сотай (детская секция Малайзия).
- Танто сохо инструкторская демонстрация (4 пары — Яманаси, Лондон, Малайзия и Россия в лице Вячеслава и Анны).
- Кихонваза и дзюваза в исполнении подростковой группы девочек (Малайзия).
- Кен сохо — детская группа Малайзия.
- Госинваза Яманаси.
- Россия (демонстрация техник).
- Демонстрация техник в исполнении Накагава Чиеми.
Перерыв.
- Танто Госинваза (в исполнении Такено и Сонни Локе, ассистируют Чиеми и Пей И).
- Дзе сотай (5 пар — две пары англичан, старшие ученики Яманаси додзё, Малайзия — Пей И и Чантана, Россия — Вячеслав и Анна).
- Демонстрация Малайзийцев — техники в исполнении Чантаны.
- Программа Яманаси додзё.
- Демонстрация Уширо дори Такено сенсеем.
- Демонстрация Лондонцев — техники в исполнении Пола Стефенса.
- Демонстрация техник Сонни Локе.
- Демонстрация техник Нагано.
- Демонстрация техник Мугуруза.
- Демонстрация техник Такено.
- Заключительное слово Сонни Локе.
То есть, в танто сотай нам не пришлось участвовать, его исполняла детская группа. Посмотрев нашу работу в сувариваза, Такено и Чиеми сказали, что смотрится нормально, и поставили нас с Аней на первую линию. Рядом стояли Чиеми и Пей И. Я–то думала, что удастся отсидеться, а тут такой стресс... Танто сохо прорепетировали два раза. Первый раз выглядело неважно, все выполняли техники вразнобой. Второй раз было намного лучше — за счет синхронности исполнения техники обрели четкость и стройность, все стало очень и очень красиво. Вячеслав и Анна смотрелись весьма достойно. Свою программу мы прогнали на одном дыхании с хорошей отдачей. Судя по выражению лиц смотрящих, мы всех приятно удивили :). Слава просто блеснул мощными бросками, а Аня страховалась так, что после репетиции к нам подошел Стефан (ученик Нагано) и попросил Анну в случае чего быть дублером на ассистировании Нагано. На дзе сотай отрепетировали расстановку пар (на мой взгляд, пятая пара была явно лишней), повторили последовательность, но особо на нем не зацикливались. Во всех программах акцентировали внимание на выходе, правильности расстановки на татами, поклонах и прочих элементах этикета. Участники с особым интересом смотрели на демонстрации собственных программ, сравнивали, обсуждали.
После завершения репетиции гости (иностранные приглашенные группы) и организаторы отправились ужинать в японский ресторан. Нас там потчевали всякими вкусностями и опять поили пивом. От пива мы (как путевые) отказались — завтра выступление, надо быть на пике формы, а вот англичане вовсе не думали, что пиво может помешать :). В гостиницу вернулись поздно. Посиделки решили не устраивать, но собрались в номере и поотрабатывали подходы и углы в исполнении техник. Милана и Наташа поделились впечатлениями от своей культурной программы, попив чаю, все отправились спать: завтра предстоял напряженный день.
Показательные выступления и семинар. Заключительная часть.
Горелова Софья