Различные подходы к изучению айкидо ёшинкан

Акира Митсухаши
Хираку — характерная черта школы «Рю»

Айкидо ёшинкан — один из наиболее распространенных и популярных стилей айкидо. Большинство людей в этом боевом искусстве привлекает четкость и жесткость исполняемых техник, а также отлаженная методика преподавания, основанная на принципе «от простого к сложному», позволяющая человеку с любой базовой подготовкой в разумные сроки освоить техники айкидо.

Тем не менее, в самом ёшинкане также существуют разнообразные течения, в которых стиль исполнения техник может существенно различаться. По–своему, это очень приятно, поскольку в школе, где все выточены по одному шаблону, было бы безумно скучно. Очень часто можно услышать вопрос: «Мы привыкли делать этот приём таким образом, а вот на семинаре мастер объяснял и показывал его совсем иначе, а на видео, третий мастер, делает эту технику вообще не пойми как. Как же все–таки правильно?» На самом деле, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, однако, можно попробовать разобраться в его причине.

Сенсей Мичихару Мори
Сенсей Мичихару Мори

В айкидо ёшинкан существует ряд принципов, четкое соблюдение которых практически всеми школами позволяет отнести их к последователям боевого искусства Годзо Сиоды. Обучение начинается обычно с базовой стойки — камае, и базовых движений — кихон доса. Их освоение позволяет ученику постепенно научиться контролировать положение своего тела и перемещать центр тяжести в различных направлениях. Существуют определенные правила исполнения этих базовых упражнений, и хотя какие–то нюансы в разных школах могут отличаться, тем не менее, ряд признаков характерен для всех направлений айкидо ёшинкан. Везде в камае спину необходимо держать ровной, бедра довернутыми до фронтальной плоскости, руки в положении естественного сгиба на центральной линии, переднее колено чуть загружено, а задняя нога прямая. Подобное положение тела должно поддерживаться при исполнении любой базовой техники, и является отличительной чертой айкидо ёшинкан. Необходимо отметить, что существующий методических подход к тренировкам айкидо — большое достоинство стиля, поскольку в мире, где спортивный опыт большинства людей ограничивается прогуливанием уроков физкультуры в школе, научить кого–то техникам айкидо очень сложно.

Сенсей Матсуо
Сенсей Масазуми Матсуо — известный
представитель школы сейсейкан

Однако, отдельные нюансы исполнения базовых техник — кихон ваза, а уж тем более скоростная или прикладная работа, может довольно существенно отличаться у разных мастеров. Это не должно вызывать удивления. Айкидо — это не комплекс строго фиксированных физических упражнений, а боевое искусство, направленное на тренировку комплекса навыков рукопашного боя, а также физическое и духовное совершенствование. Процесс этот не может быть одинаковым у всех, а зависит от личности учителя, времени и условий преподавания, физических особенностей самого мастера, его характера, темпераметра и т.д. Один айкидока высокий, другой не выше полутора метров ростом, один весит под сотню килограммов, а на другого, вероятно, едва будут реагировать стрелки весов, один спокойный флегматик, другой вспыльчивый холерик. Всё это накладывает отпечаток на некий общий стиль движений мастера, а соответственно — и на особенности исполняемых им техник.

Масазуми Матсуо
Основной упор в школе Сейсейкан
делается на эффективность техник

Как же быть тем, кто только недавно пришел в додзё и приступил к изучению айкидо? Разумеется, на начальном этапе, когда основное внимание уделяется наработке базовых перемещений, необходимо упорно выполнять эти упражнения, прислушиваясь к рекомендациям инструктора. В подавляющем большинстве случаев, рекомендации эти будут у всех одинаковыми. Это можно сравнить с изучением алфавита, который един для всех, кто им пользуется. Затем, при изучении базовых техник, необходимо осваивать некие общие принципы их исполнения, что можно сравнить с составлением слов из букв. Это довольно нудная, продолжительная, но неимоверно полезная работа, которая формирует у обучающегося необходимые базовые технические навыки. Однако, если заниматься этим достаточно долго и упорно, то однажды возникнет необходимость двигаться дальше. И тут уже есть различные варианты.

Проще всего, шибко не задумываясь, выбрать для себя мастера, чья техника вам нравится в наибольшей степени, и с упорством, достойным лучшего применения, стараться копировать все его движения. Есть шанс, что со временем вы визуально сможете научиться двигаться так же как он, хотя далеко не факт, что у вас разовьются такие же ощущения при движении, или вы сможете достичь такой же эффективности техник. Наилучший результат в таком случае — бледная тень объекта копирования. Это, наверное, не слишком хорошо, ибо получается, что ученик никогда не превзойдет своего учителя, а будет бесконечно плестись у него в хвосте. В этом нет ни капли прогресса или развития, и это очень сложно назвать боевым искусством. Хотя в случае каких–то вопросов всегда можно будет сослаться на своего авторитета. Дескать, «мопед не мой, я только разместил объяву».

Роберт Мастард
Роберт Мастард — канадский инструктор
Хомбу додзё айкидо ёшинкан

Но вероятнее всего, даже этого будет достигнуть тяжело. Например, если объект для подражания полтора метра ростом и коренаст, а вы сантиметров на 40 выше и худощавы, наивно надеяться, что в итоге получится что–то путное. Это можно сравнить с кропотливым переписыванием слово в слово какого–нибудь литературного произведения. В итоге вы не станете писателем, а возможно даже не поймете, что же именно вы переписали, зато увлекательно и весело проведёте время, не утруждая кору (и древесину) головного мозга излишней работой. Такое явление не редкость, и получило название «культ карго» — формальное повторение каких–то действий без понимания лежащих в их основе процессов и механизмов.

Другой вариант, — искренне стараться понять, почему один мастер делает технику таким образом, а другой — совсем иначе. Это не вопрос теоретических рассуждений за чашкой кофе, а вопрос интенсивной практики. Увидев какой–то новый нюанс, старайтесь повторить его, прислушиваясь к собственным ощущениям. Чувствуете ли вы, что техника стала получаться четче или эффективнее? А может наоборот — новомодные веяния противоречат уже существующим навыкам, подтвержденным практикой? Старайтесь задавать соответствующие вопросы, адекватный инструктор всегда объяснит, почему он делает эту технику именно так, а не как–нибудь иначе, или для чего необходимо то или иное движение. Постарайтесь реализовать его объяснения на практике, сами почувствовать преимущества или недостатки такого исполнения. Это не означает, что попробовав один раз новый технический элемент, и не достигнув результата, надо его тут же отбросить как ересь. Наоборот, ощущения могут появиться только после многократного повторения одних и тех же движений.

Джо Тамбу
Сенсей Тамбу демонстрирует
техники удушения

В этом случае у вас постепенно будет вырабатываться свой взгляд на стиль айкидо ёшинкан, через призму которого вы будете смотреть на айкидо в целом. Из этого вовсе не следует, что базовая работа и её требования станут для вас неважными — как раз наоборот, постоянно возвращаясь к основам, вы будете укреплять тот стержень, вокруг которого строится ваша индивидуальная техника.

В заключение хочется сказать, что ни один инструктор не сможет научить вас айкидо или другому боевому искусству. Единственное, что он сможет — это обучить комплексу базовых принципов и показать, куда двигаться дальше. Как говорил сенсей Тсутому Чида на одном из своих семинаров, в бытность инструктором Хомбу додзё ёшинкан: «Не старайтесь запомнить мои объяснения. Запомните технику и ощущения и постарайтесь объяснить это сами. Тогда у вас появится прогресс. Это будет ваше Айкидо, а моё Айкидо вам не поможет».

10.07.2010