Интервью с Канчо Ясухиса Сиодой (продолжение)

Канчо Ясухиса Сиода
Ясухиса Сиода
на детской тренировке

Aikido Journal. Я слышал, что Уэсиба сенсей никогда подробно не объяснял техники, когда демонстрировал их, в то же время в ёсинкане вы наоборот разработали методику преподавания. Когда возникли эти методические наработки?

Ясухиса Сиода. Уэсиба сенсей в действительности не обучал. Он мог бросить своего ученика и попросить его повторить движение. Если он повторить движение не мог, то Уэсиба вновь его бросал. Я также слышал, что его техники менялись в зависимости от уке (тот, кого бросают). Всё, что имело значение — это быть сильным. Уэсиба говорил, что его секрет заключается в использовании коленей. Однако, можно сказать, что его действия смутно напоминали базовые перемещения. Когда Канчо освоил эти перемещения, он пришел к выводу, что без их систематизации он не сможет обучать айкидо своих собственных учеников. Поэтому, он сам разработал базовые движения, а его тогдашние ученики продолжили его работу. Я думаю, что мягкость движений (нагарэ) достаточно хорошо объясняется в отцовской системе.

Aikido Journal. Вы когда–нибудь работали в другой организации?

Ясухиса Сиода. Нет, никогда. У меня был лишь опыт работы на часть ставки. Поначалу я твёрдо верил, что боевые искусства способны дать нечто такое, чего не достает в жизни современного бизнесмена. Другими словами, упорные тренировки могут сделать нас сильнее не только физически, но и духовно. И, как результат, будет достигнута гармония. Поэтому, каким бы грубым человек не был, придя в ёсинкан, он получает возможность расслабиться, начать улыбаться и избавиться от стресса. Было время, когда я верил, что это и есть причина, ради которой надо заниматься будо,а также, что это наиболее восхитительное достижение.

Aikido Journal. Однако, не имеет значение насколько великолепным является изобретение гениального человека, если оно не рекламируется, то оно бессмысленно.

Ясухиса Сиода. Особенно в мире боевых искусств существует много людей, которые считают, что будо не может быть хорошим бизнесом. Прежде всего, мы не можем ожидать больших доходов от открытия новых додзё, поэтому нам трудно найти человека, который бы взял на себя вопросы менеджмента. Поэтому я считаю, что не существует другого решения кроме как постепенно заниматься менеджментом додзё с помощью рекламы обучения.

Ясухиса Сиода на Украине
Канчо Ясухиса Сиода на Украине

Aikido Journal. Как я понимаю, недавно в ёсинкане произошли существенные изменения. Канчо сенсей стал соке, а вы были названы его преемником. Могли бы вы разъяснить эти события?

Ясухиса Сиода. Не так давно я разговаривал со своим отцом. Он получил свой 9–й дан от Уэсибы сенсея. И хотя потом ему был присвоен 10–й дан Международной федерацией боевых искусств, его официальный уровень — по прежнему 9–й дан. Однажды он сказал мне, что собирается присвоить Терада сихану 9–й дан. Я ответил ему, что в этом случае у вас с Терада сиханом будет одинаковый уровень. Он ответил: «Ты прав». Я продолжил: «Ты — основатель айкидо ёсинкан, поэтому ты должен быть вне данов (мудан), а  не 9–м даном как сейчас». Поэтому я предложил ему создать пост Соке для главы школы «Ёсинкан». Когда пост первого Соке был утвержден, то второй и третий придут на его смену естественным образом. Однако, сделать себя Соке не имело для него какого–то значения, было важно, чтобы по этому поводу было сделано какое–то публичное заявление с помощью средств массовой информации. Поэтому для нас было важно написать об этом в книге «Динамическое айкидо», Канчо принял пост Соке, и сейчас он вне данов. Я думаю, для иностранцев довольно сложно понять разницу между Соке и обладателем данов. Некоторое время после инаугурации Канчо на пост главы школы, вопрос о втором Соке не обсуждался.

Я чувствовал, что было бы правильнее, если люди вокруг Канчо начнут обсуждать вопрос о назначении второго Соке, чем если это начну делать я. Я думал, что было бы лучше, действовать систематически и политически для того, чтобы продемонстрировать важность назначения второго Соке и убедить людей поддержать идею преемственности чем скорее, тем лучше. Я волновался, что обсуждать этот вопрос окажется слишком поздно, когда здоровье отца ухудшится, поскольку в ёсинкане сейчас нет генерального управляющего. Поскольку отец до сих пор в добром здравии, я хочу начать действовать в качестве второго Соке, и я хочу, чтобы мой отец продолжал свою деятельность в айкидо на протяжении ещё хотя бы десяти лет. Мистер Терада и мистер Иноуэ поняли мою позицию и отправились к одному из руководителей «Ёсинкана» для того, чтобы обсудить эту проблему.

В феврале или марте этого года директор «Ёсинкана» встретился с Дошу Киссёмару, административным директором Айкикая Масатаке Фудзита и Канчо. Я слышал, что на собрании, когда директор упомянул вопрос преемственности, Дошу сказал: «Я уже назвал имя своего сына в качестве моего преемника, вам следовало бы поступить так же». Так и было решено.

На следующий день мой отец позвал меня и сказал: «Мы решили сделать тебя вторым Соке».

Книга по айкидо
Канчо Сиода — автор
нескольких книг по айкидо

Aikido Journal. Вам придётся сделать очень многое после назначения вторым Соке. Например, вам потребуется поддерживать или улучшать технический уровень. Вы должны объединить все группы айкидо ёсинкан на родине и за рубежом в одну организацию. Не могли бы вы раскрыть нам своё видение будущего? На каких аспектах вы хотите сосредоточить свои усилия, и как вы хотите управлять ёсинканом?

Ясухиса Сиода. Хорошо. Существует лишь два пути, которые могут привести ёсинкан айкидо к процветанию. Первый — это увеличение количества учеников. Другой — вручать ученикам сертификаты более часто. Другими словами, я хочу сформировать систему, в которой мы, десять инструкторов Хомбу додзё, могли бы отправляться в разные места для того, чтобы преподавать айкидо или принимать решения о присвоении нашим ученикам тех или иных данов.

До настоящего времени было принято, что ученик, который на протяжении достаточно длительного времени тренировался в додзё покидал его для того, чтобы основать своё собственное, и следовательно становился независимым от своего предыдущего додзё. Кроме того, многие инструктора слишком заняты для того, чтобы повышать свой уровень в преподавании или оценке чужих успехов. В «Ёсинкане» мы стараемся сохранить по настоящему умелых специалистов, которые всегда стремятся к самосовершенствованию. И я, как один из его членов, хотел бы сохранить это свойство «Ёсинкана». Это мой принцип.

Я полагаю, что пока Канчо находится в добром здравии, мы должны развить систему, при которой могли бы материально обеспечивать собственное существование.

Aikido Journal. Кто эти десять инструкторов, о которых вы упоминали только что?

Ясухиса Сиода. Я не уверен, что их в точности десять, но среди них можно назвать мистеров Чиду, Сакураи, Накано, Андо (5–й дан), Сусуму Чинно (4–й дан), Мичихару Мори (3–й дан) и мистера Такено, таким образом, я навскидку назвал примерно восемь. Вдобавок, есть еще мистер Терада и Иноуэ, которые, как мне хотелось бы, могли бы преподавать в других додзё, за пределами «Ёсинкана», а также курировать национальные школы, относящиеся к айкидо ёсинкан. Также мне хотелось бы рассматривать их в качестве наших старших товарищей, наподобе высшего звания «сихан», которое было в додзё Уэсибы.

Aikido Journal. Как вы думаете, какая наиболее важная задача стоит перед «Ёсинканом» с учетом его международных перспектив?

Ясухиса Сиода. Я думаю, наиболее важным для нас будет найти способ передать миру ту энергию, которую мы накопили, концентрируясь исключительно на занятиях айкидо. Занятиях, которые, как вы знаете, проводились очень профессионально. Мы обучали лишь ограниченное число людей, таких как Кидотай, или тех учеников, что специально приезжали в «Ёсинкан», но мы ещё и упорно тренировались все вместе. Поэтому, я думаю, мы накопили достаточно много энергии, поэтому в будущем мы должны найти способ воспользоваться большей её частью.

Aikido Journal. Как вы думаете, какие сильные стороны имеет Ёсинкан айкидо?

Ясухиса Сиода. Я думаю, что они лежат в основе базовых перемещений и техник, другими словами, в том факте, что они понятны и просты для понимания. Объяснения базы даётся нами с математической точностью. В других додзё, я полагаю, эти объяснения смутны и мистичны, однако, в нашем случае они понятны. Существуют объяснения, почему мы выполняем что–то именно так или иначе. Это одна из наших особенностей. Если мы будем продолжать тренироваться, используя понятную базу, то, я полагаю, мы сможем научиться выполнять техники без применения силы точно так же, как Морихей сенсей или Канчо. Практически невозможно действовать так с самого начала, однако, мы должны тренироваться долгие годы и к 60–70 годам мы научимся выполнять техники айкидо без использования каких–либо физических сил. Поэтому мы нарабатываем базу вместо чрезмерно утончённых техник. Я думаю, что это особенность додзё «Ёсинкан».

Кроме того, я считаю, что используя такой метод, мы можем обучать большие группы. Пример подобных занятий с большим количеством учеников — это работа с военными, и я думаю, что ни одно другое додзё, за исключение «Ёсинкана» не сможет обучать множество людей в одно и то же время. Мы не можем тренироваться в свободной манере, как это делается в других додзё, однако, в «Ёсинкане» мы можем выполнять базовые перемещения все вместе по команде или использвать те же педагогические подходы, что используются в карате. У нас накоплен богатый опыт преподавания в больших группах благодаря обучению Кидотай. Я полагаю, что мы можем проводить любые формы массовых тренировок, таких как в армии и даже за границей.

Aikido Journal. Как вы думаете, существуют ли какие–нибудь отличия в техниках айкидо ёсинкан сегодня и двадцать лет назад?

Ясухиса Сиода. Я не думаю, что можно говорить о каких–то отличиях, но когда Канчо что–то меняет, то меняются и его техники. Раньше, мы выполняли техники айкидо, используя больше физических сил, чем сейчас. Однако, сейчас мы работаем на основе базовых перемещений и не используем так много силы.

Некоторые люди критикуют нас за то, что мы награждаем учеников на показательных выступлениях, говоря, что это противоречит духу гармонии боевых искусств. Однако, я думаю, что эти награды позволяют нам оценить ту духовную гармонию, скорость и тайминг, которые ученики сумели достичь на своём выступлении. Таким образом, мы не присуждаем победу тем, кто просто силён технически. Действительно, среди победителей много сильных людей, однако они стали такими, благодаря совместным упорным тренировкам, направленным не на то, чтобы победить противника, а на то, чтобы тренироваться всем вместе в духе сотрудничества. Такие люди достойны награды. Вдобавок к совершенству выступления, нами оцениваются также поведение и хорошие манеры. Проще говоря, награда выдаётся тем группам, которые продемонстрировали наибольшую гармонию.

Aikido Journal. Когда эта система возникла?

Ясухиса Сиода. Около пяти или шести лет назад. Мы начали практиковать её как разновидность дополнительной мотивации для более усердных тренировок, и сейчас управление городской полиции также приняло эту систему.

Aikido Journal. Как представитель «Ёсинкан», что вы можете сказать о месте и важности Морихея Уэсибы сенсея в вашем направлении айкидо?

Ясухиса Сиода. Как хорошо известно, Морихей Уэсиба — основатель айкидо. Мой отец всегда уважал его, и от себя могу сказать, что я уважаю своего отца, тем не менее, я признаю Морихея как основателя айкидо.

Aikido Journal. Существовала ли строгая система обучения учи деши до войны?

Ясухиса Сиода. Нет. Она была развита спустя четыре или пять лет после основания «Ёсинкана». В это время мы создали систему учи деши, которая имела множество правил. Я думаю, что в те дни было очень полезно для учеников тренироваться в этих условиях. Однако сейчас, я думаю, очень сложно соранять эту систему, потому как нынешние молодые люди мыслят совсем не так как мы, и еще это тяжело финансово.

Aikido Journal. Когда в додзё «Ёсинкан» появился первый учи деши иностранец?

Ясухиса Сиода. Мистер Фостер был одним из первых. Это было так давно, что никакой системы не существовало, он просто приехал, и начал тренироваться. Мистер Фрэнсис Сами, который сейчас живет в Малайзии, проживал в додзё в те годы, когда я только начинал учиться в старших классах школы. Из учи деши я лучше всего помню мистера Жака Пайе и тех, кто пришёл после него. Я думаю, он был в додзё около пяти лет. Он бегло говорит по–японски, и его жена японка.

Aikido Journal. Когда вы обучаете иностранцев, не замечаете ли вы, что они по–другому подходят к своим тренировкам айкидо?

Ясухиса Сиода. Да, я думаю, что связано с их рациональным подходом. Мы в «Ёсинкане» думаем, что отработка укеми по 100 или 200 раз — отличное упражнение, однако ученики–иностранцы не согласны с этим. Они полагают, что когда они сделают укеми раз десять и устанут, они могут спокойно отдохнуть. Они считают, что тренировать укеми дольше очень вредно для их здоровья. Они не хотят упорно заниматься и преодолевать трудности. Я думаю, что другой пример отличий заключается в том, что они очень подвержены влиянию собственных жён или подруг. Я слышал, что когда один человек захотел стать инструктором айкидо, то вынужден быть поклясться, что его занятия будут проходить не чаще трёх раз в неделю. Айкидо начинает рассматриваться скорее не как спорт, а как религия, когда им занимаются больше трёх раз в неделю. Это может даже стать причиной развода. В подобных случаях, если оба из них занимаются айкидо вместе, то никаких причин для беспокойства не существует, в противном случае, можно быть уверенным, что неприятности возникнут.

Aikido Journal. В нашем прошлом номере мы опубликовали статью об основании Международной федерации айкидо ёсинкан. У вас есть какие–нибудь дополнительные комментарии?

Ясухиса Сиода. Да. Сейчас мы создаём нечто вроде круга в айкидо ёсинкан. Совершенно не обязательно входить в него, но мы готовы принять любого, кто захочет присоединиться. Кроме того, мы сформулировали правила для учеников айкидо, практикующих другие стили, или другие боевые искусства, такие как карате, чтобы позволить им прийти в додзё. Мы уже открыли различные тренировочные курсы, такие как, например, однодневные курсы, которые могут позволить иностранцам легче заниматься айкидо во время их пребывания в Японии.

Aikido Journal. Я так понимаю, что недавно возникли ряд политических проблем в Северной Америке, связанные с основанием IYAF.

Ясухиса Сиода. Директор Ёсинкана, Иноуэ сенсей и Терада сенсей поддерживают меня, и мы создаем новую федерацию в США, которая будет напрямую связана с Ёсинканом, и прямой контакт между нами будет возможен.

Aikido Journal. Я слышал, что нынешние учи деши подвергаются критике из–за своего молодого возраста, а также недостаточно глубоких познаний в техниках.

Ясухиса Сиода. Мистер Кусида (Такаши Кусида, глава Айкидо Ёсинкай Ассоциации Северной Америки), например, покинул «Ёсинкан» примерно двадцать лет назад, поэтому он не так–то долго тренировался под руководством моего отца, я думаю, около 10 лет. Однако, мы продолжали тренироваться дальше. Это наш ответ на подобного рода критику, и сейчас мы тесно сотрудничаем с мистером Иноуэ, мистером Терадой и другими членами региональных додзё.

На тренировке в Хомбу
На тренировке в Хомбу

Aikido Journal. Я также слышал, что в отношении Фреда Хайенса (4–й дан), который многое сделал для основания IYAF, были слышны какие–то упрёки.

Ясухиса Сиода. Я считаю, что его критиковали из–за денег. Это нормально для человека, который привносит что–то новое, подвергаться критике со стороны. Они упрекали Фреда за то, что он сделал пожертвования в IYAF, хотя он, по их мнению, не достаточно долго тренировался для того, что бы делать такие пожертвования, и я думаю, что это ранило их самолюбие. Также, они могли подумать, что он уделяет чрезмерное значение финансовым вопросам. Однако, если бы на месте Фреда был Канчо, и он объяснил бы это от своего имени, то они бы быстро выразили с ним своё согласие.

Aikido Journal. Я думаю, что ёсинкан переживает важный период свой истории. Есть что–нибудь такое, что вы хотели бы добавить к уже сказанному?

Ясухиса Сиода. В «Ёсинкане» было много великолепных учи деши, и они все достигли значительных успехов в изучении техник Канчо. Сегодня мы должны передать полученные знания нашим собственным ученикам. Что касается финансовых вопросов, если мы берём деньги за обучение, то должны научить людей айкидо так, чтобы они могли вернуть потраченные средства, тогда никаких проблем не будет.

Биографическая справка

Ясухиса Сиода родился 15 ноября 1952 года в Токио. Он является младшим из трёх сыновей Годзо Сиоды, основателя ёсинкан айкидо. Мастер закончил факультет экономики университета Чуо. Начал заниматься айкидо приблизительно в 1964 году в додзё «Ёсинкан» у Канчо Сиоды. Начиная с 1981 года он в течение трёх лет преподавал айкидо в Англии. В июле 1990 года Ясухиса Сиода стал директором Хомбу додзё айкидо ёсинкан.

В настоящее время мастер является главой школы айкидо ёсинкан. Он регулярно проводит тренировки в Хомбу додзё, а также много путешествует, проводя семинары в различных странах мира.

22.01.2011