Интервью с Канчо Ясухиса Сиодой

Канчо Ясухиса Сиода
Канчо Ясухиса Сиода

Данное интервью было записано Стенли Праниным в 1990 году и опубликовано в журнале AikiNews №86. Оно было связано с тем, что в сентябре 1990 года Хомбу додзё айкидо ёсинкан объявило, что Канчо Годзо Сиода сенсей одобрил кандидатуру своего сына Ясухисы Сиоды на пост второго Соке — прямого наследника школы «Ёсинкан». Поэтому Стенли Пранин обратился к мастеру с просьбой рассказать свою биографию, а также немного о том, как он пришёл к изучению айкидо, и его взглядах на будущее школы айкидо «Ёсинкан».

Aikido Journal. Не могли бы вы рассказать нам о том, как начали заниматься айкидо?

Ясухиса Сиода. Я начал заниматься айкидо в то время, когда перешёл в старшие классы школы. Это было тогда, когда самая первая группа Кидотай (японская городская полиция) занималась в додзё вместе с нами. Я тренировался столь упорно, что даже оставался в додзё на время своих летних каникул. В тот же период в додзё обучались Кусида сенсей и некоторые другие мастера.

После того, как я окончил университет Чуо, я присоединился к группе инструкторов додзё «Ёсинкан», которое в то время располагалось в Коганеи.

Aikido Journal. Сколько у вас братьев?

Ясухиса Сиода. Я — самый младший из трех братьев. С самого детства все считали, что я единственный из нас, кто подходит для айкидо.

Aikido Journal. Когда вы учились в университете, состояли ли вы в клубе айкидо?

Ясухиса Сиода. Нет, не состоял, поскольку в универститетском клубе айкидо практиковался стиль айкикай. Так как я учился в школе, которая была тесно связана с университетом Чуо, то мне не было нужды готовиться к вступительным экзаменам, поэтому я мог уделять много времени тренировкам айкидо. Тренировки в додзё «Ёсинкан» вместе с группой Кидотай, которой в настоящее время исполняется уже 26 лет, были достаточно впечатляющим опытом.

Когда мне исполнилось 22 года, я стал одним из инструкторов в Хомбу додзё и начал преподавать в различных организациях: управлении городской полиции, нескольких университетах, а также различных филиалах Хомбу додзё. В 1980 году я отправился в Англию, в которой провёл три года. Там, помимо изучения английского языка, я преподавал айкидо в различных додзё. Мне довелось повстречаться с различными людьми, и, я полагаю, это открыло передо мной широкие международные перспективы.

Количество учеников–иностранцев в Хомбу додзё увеличивалось. Я вновь встретил мистера Фреда Хайенса, с которым впервые повстречался ещё в Англии, и мы пришли к выводу, что до тех пор, пока единая организация существует лишь в Соединенных Штатах, все остальные додзё будут пребывать в хаосе. Таким образом, было решено создать единую международную организацию, что и было сделано в 1990 году при моём непосредственном участии (International Yoshinkai Aikido Federation). Мы также планируем в сентябре официально зарегистрировать общенациональную федерацию.

Aikido Journal. Существовала ли до этого в Японии какая–нибудь официальная федерация?

Годзо Сиода с учениками
Годзо Сиода с учениками

Ясухиса Сиода. У нас нет филиалов, которые бы подчинялись напрямую Хомбу. Существует додзё Терады сенсея, которое объединяет различные региональные школы айкидо, оно самое крупное; следующим по величине является додзё Такено «Яманаси».

Вдобавок к этим двум, существует ещё управление городской полиции, где сейчас преподает сенсей Иноуэ, однако, формально это не филиал «Ёсинкана». Таким образом, в будущем мы должны создать как можно больше филиалов и начать преподавать в самых разнообразных местах, таких как школы, компании и институты. Некоторые университетские клубы айкидо, такие как, например, в университете Бук–кю и Киото, поменяли свой стиль с айкикая на ёсинкан. Я считаю, что у нас существует возможность увеличить число университетов, где мы могли бы преподавать в рамках национальной федерации. Это является ещё одной причиной, для основания такой организации.

Aikido Journal. Что cподвигло вас отправиться на три года в Англию?

Ясухиса Сиода. В то время единственным, чем я занимался, было айкидо, и я подумал, что для меня было бы лучше уехать учиться за рубеж, а знание английского язык казалось мне очень необходимым. Таким образом, я принял решение уехать за границу, и так сложилось, что мистер Ю, (южнокореец по национальности), проживающий в то время в Англии, попросил меня приехать и начать преподавать айкидо в Соединённом Королевстве в его додзё, поскольку он возвращается в Южную Корею. Так я отправился в Англию в октябре 1980 года, и стал жить в Лондоне. Мистер Ю жил до этого в додзё «Ёсинкан» более пяти лет, и сейчас он проживает в Лос–Анджелесе.

Aikido Journal.Будете ли вы также преподавать айкидо в различных додзё Японии?

Ясухиса Сиода. Я думаю, что будет лучше, если мне придётся чаще ездить преподавать в другие страны, а когда каждое зарубежное додзё определит свой дальнейший путь, тогда инструктора Хомбу додзё смогут проводить занятия, сменяя друг друга.

В Японии, поскольку «Ёсинкан» является организацией, признанной руководством города Токио, очень сложно изыскать средства на проезд или проживание в гостиницах, когда мы едем в какие–то отдалённые районы, поскольку такие расходы не будут компенсироваться городом. Таким образом, когда мы приезжаем в местные полицейские академии для того, чтобы преподавать там айкидо, мне бы хотелось иметь в распоряжение некие средства, дабы мы могли получать от преподавания какую–то прибыль. Решив этот вопрос, я надеюсь, мы сможем увеличить количество наших филиалов настолько, насколько это возможно.

В те дни, когда «Ёсинкан» был ещё очень молод, у нас не было необходимости обучать учеников в количестве большем, чем то, что уже посещало додзё, и они состояли в основном из представителей Кидотай. Следовательно, мы не рассматривали остальных людей в качестве потенциальных учеников. Мы работали исключительно с Кидотай. Я думаю, что это одна из причин, почему «Ёсинкан» не достаточно развит с этой точки зрения. Когда «Ёсинкан» находился в Ёёги, он располагался в очень удобном месте, однако, сейчас мы находимся в Очиай, Синдзюку, где, как я  опасаюсь, не так–то много возможностей привлечь внимание людей, и что еще хуже, мы не проводим активной рекламной компании стиля ёсинкан. Раньше Канчо (Годзо Сиода сенсей) очень часто самостоятельно проводил показательные выступления в различных местах, и это было само по себе рекламой ёсинкан.

Годзо Сиода
Годзо Сиода

Он был совершенно убеждён, что если он выполняет техники айкидо искренне, то люди никогда не откажутся от намерения изучать айкидо, и он всегда говорил: «Мы должны быть бескорыстными, и не нуждаемся в рекламе ёсинкана». Ещё он говорил: «Боевые искусства никак не связаны с использованием каких–то уловок. Если мы будем честно практиковать будо, другие люди, разумеется, тоже придут его изучать». Это было принципом школы айкидо «Ёсинкан» точно так же, как и принципом самого Канчо. В результате, хотя мы значительно улучшили свою технику, существуют сложности в том, чтобы распространить эти техники по всему миру. Вдобавок к этому, в ёсинкан айкидо даны студентам быстро не выдаются. Ёсинкан получал возможность развиваться только потому, что у него были некоторые сторонники.

Таким образом, я могу сказать, что принципы ёсинкана очень чисты. Однако, этот традиционный образ мышления слишком прямой и строгий, он подчёркивает важность правил. Однако сейчас мы должны становиться более гибкими в своих суждениях.

Мистер Такафуми Такено также строг в своих убеждениях, что очень нравится моему отцу. Поэтому для нас будет не так–то просто реформировать эти системные слабости ёсинкана. Ученикам не разрешено свободно выражать своё мнение, и мой отец полагает, что всё в порядке.

Aikido Journal. Ваша программа обучения в управлении городской полиции была достаточно успешной, не так ли?

Ясухиса Сиода. Да, действительно, это просто замечательно, что управление городской полиции сохранило для нас задачу обучения Кидотай. Тем не менее, мы сконцентрировали слишком много энергии на обучении японской полиции. Когда мы были молоды, тренироваться вместе с ними было хорошо, однако, достигнув определенного уровня, мы все стали инструкторами. Другими словами, у нас слишком много учителей для того количества учеников, которые занимаются в «Ёсинкан», а также нет единого ядра школы. Поэтому мы естественным образом нуждаемся в увеличении количества филиалов и проведении в них как можно большего числа тренировок. Говоря иначе, мы должны иметь больше секций айкидо. Чтобы достичь этого, мы должны больше заниматься коммерческой стороной вопроса, что подводит нас к огромной дилемме.

До настоящего времени мы довольствовались исключительно своим собственным додзё. Когда нам что–то было необходимо, эта потребность всегда кем–то удовлетворялась, и мы принимали это в качестве дара. Мы ничего не боялись до тех пор, пока наша техника оставалась хорошей. Существует фраза: «Искусство и знания приносят хлеб и честь». Я верю, что размышляя также, мы в чем–то похожи на Морихея Уэсибу.

Существует одна история о Канчо (Годзо Сиода сенсее). Вначале он был обычным учеником. Однако, он заметил, что его коллеги достигли значительного успеха в освоении техник после того, как стали учи деши. Жизнь учи деши подразумевает постоянное проживание рядом со своим учителем; другими словами, айкидо становится частью его жизни. Таким образом, как я слышал, он принял решение самому стать учи деши. Даже сейчас он совершенно убежден, что человек не может достичь многого, занимаясь лишь периодически. Поэтому, мы до сих пор сохраняем институт учи деши в «Ёсинкане». Он полагает, что если человек никогда не тренировался в качестве учи деши, то он не сможет стать квалифицированным инструктором.

Aikido Journal. Вы когда–нибудь видели как работает Канчо на своих собственных тренировках?

Ясухиса Сиода.По правде говоря, нет, я никогда не видел, чтобы он тренировался сам. Кажется, он тренируется, выгуливая собаку, или выполняя работу по дому. Хотя он на протяжении шести или семи лет обучался у Морихея Уэсибы, я думаю, что он мог стать столь умелым только благодаря своему таланту.

Однако, в молодости в додзё Уэсибы, я считаю, что у него и его коллег не было возможности применять друг на друге техники в полную силу. Должно быть, им было тяжело превзойти своих старших товарищей. Он же продолжал совершенствовать свои техники айкидо и становился сильнее даже после того, как те, кто пришёл раньше него, оставили мир айкидо. Он нашёл определенных людей, поддерживающих его материально, поэтому он мог жить за счёт айкидо. Я думаю, что именно это сделало его непохожим на кого–либо другого.

Ясухиса Сиода
Сихо наге

У него было своё собственное додзё, и он продолжал преподавать айкидо. Поэтому он прогрессировал не только в айкидо Уэсибы сенсея, но и в своём собственном айкидо.

Aikido Journal. После второй мировой войны будо было запрещено главным штабом оккупационных сил, и дзюдо с кендо объявили себя видами спорта. Айкидо, как разновидность будо, было полностью запрещено. В 50–х годах, когда тренировки в ограниченном объеме были разрешены, Хомбу додзё айкикай было занято семьями беженцев, а Дошу Киссемару Уэсиба занимался бизнесом. Таким образом, додзё своих функций не выполняло. Я слышал, что в это время «Ёсинкан» уже начал преподавать айкидо, и это послужило стимулом для Хомбу додзё Айкикай. Говорят, что додзё «Ёсинкан» сыграло существенную роль в истории развития айкидо.

Ясухиса Сиода. Я думаю, именно поэтому Дошу переключился на занятия айкидо и стал жить за счёт этого. Поскольку он окончил факультет политологии и экономики университета Васеда, я полагаю, у него было достаточно знаний, чтобы заниматься бизнесом.

Aikido Journal. Ёсинкан начинал свою деятельность в качестве одной из разновидностей айкикая. Другими словами, поначалу представители ёсинкана не считали, что изучают какую–то определённую систему, отличающуюся от айкикая.

Ясухиса Сиода. Свою деятельность в качестве «Ёсинкан» мы начали с показательных выступлений в Токийской гимнастической школе. В то время уже сформировалась группа людей, поддерживающих Канчо. После этого мы начали обучать полицейских. Мы получали большую часть доходов от работы в службе безопасности различных компаний. В 1951 и 1952 годах мы провели показательные выступления для представителей Нихонкокана (знаменитая японская компания), и они решили начать изучать айкидо под нашим руководством. После этого, у нас появились новые сторонники, такие как мистер Киичи Минами, и мистер Сосиро Кудо, и, как результат, ёсинкан был способен развиться в то, что мы видим сегодня.

Интервью с главой школы айкидо ёсинкан Канчо Ясухиса Сиодой (продолжение)

22.01.2011