Интервью с Кондо Кацуюки сенсеем
Интервью было записано Стэнли Праниным, и опубликовано на известном англоязычном портале «aikidojournal.com». Усилиями некоторых безвестных энтузиастов, эта, вне всякого сомнения интересная беседа была переведена на русский язык.
Краткая справка
|
Кондо Кацуюки сенсей |
Кацуюки Кондо родился в 1945 году в Токио. Сначала мастер обучался дайто–рю под руководством Тсунедзиро Хосоно в додзё Синейкан, а также у Котаро Ёшида в Хитачи. С 1961 года он начал тренироваться у главы школы дайто–рю Токемуне Такеды, а с марта 1966 стал его прямым учеником. В ноябре 1974 года получил степень киодзю даири, а в мае 1988 года — соке даири и менкё кайден. В сентябре 1994 года на общенациональном совете инструкторов, он был назначен главным инструктором и руководителем дайто–рю айки–дзюцу.
Данный текст представляет собой первое из двух интервью Кацуюки Кондо, записанных в 1988 и 1992 годах. Обе беседы происходили еще до смерти главы дайто–рю Токемуне Такеда в 1993 году, поэтому по ходу разговора встречаются упоминания о состоянии его здоровья и размышления на тему будущего развития организации.
Интервью
Не могли бы вы рассказать об айки–дзюцу дайто–рю?
Кацуюки Кондо. Это будет довольно затруднительно рассказать всю историю развития айки–дзюцу целиком, поэтому я попробую сделать это вкратце. Около восьми сотен лет назад жил человек по имени Синра Сабуро Ёсимицу, который проживал в поместье, известном как «Дайто». Считается, что именно он стал основателем дайто–рю. Его искусство затем передавалось по линии семьи Минамото и их потомков — семьи Такеда из Каи (в настоящее время это префектура Яманаси). В семье Такеда айки–дзюцу передавалось по наследству как готен–дзюцу (боевое искусство, изучаемое только внутри клана). Кроме этой линии, во времена правления четвертого сёгуна клана Токугава, Иетсуна (1641–1680; сёгун 1651–1680), Масаюки Хошина из клана Айзу, четвертый сын Хидетада, приехал в замок Эдо, в качестве инструктора семьи сёгуна и завершил развитие этого единоборства, которое стало известным как «Осхикиучи». Дайто–рю семьи Такеда и осхикиучи Масаюки Хошина передавалась отдельно. Затем, в период Мейдзи, Сокаку Такеда сенсей усовершенствовал дайто–рю, объединив техники своего клана с традициями клана Айзу. Поэтому, Сокаку Такеда сенсей является отцом современного дайто–рю, и его нельзя не упомянуть, рассказывая об истории этого боевого искусства.
Как я понимаю, Сокаку Такеда в молодости не интересовался обучением и был неграмотен?
Кацуюки Кондо. Хотя говорят, что Такеда сенсей был полностью неграмотным, я могу сказать точно, что он умел читать. Кажется, когда он был ребенком, у него была причина говорить, что он никогда не станет писать. Я слышал, что когда проводились выборы, он специально учился писать имя того кандидата, за которого собирался потом голосовать.
|
Сокаку Такеда сенсей |
Сокаку Такеда сенсей в течение многих лет преподавал по всей Японии. Нельзя ли сказать, что для него это был способ тренироваться самому?
Кацуюки Кондо. Точно. Преподавание может быть одним из способов самообучения. Преподавание — это всегда обучение. Такеда сенсей обучал главным образом представителей касты самураев, являющихся сотрудниками полиции, офицерами вооруженных сил и судьями. Он посещал только таких людей, учить которых могло бы быть одновременно тренировкой для него самого, и, разумеется, бывали случаи, когда он оказывался в смертельно опасных ситуациях.
Сокаку Такеда сенсей путешествовал по всей Японии, от Хоккайдо на севере, до Окинавы на юге. Примечателен тот факт, что он обучал полицейских не какого–то одного конкретного департамента, а по всей стране. Я полагаю, что если бы его техники были театрализованными или неэффективными, он стал бы никому не нужен, потому как полицейские участки могли легко обменяться такой информацией. Такая же ситуация была и с военными. Ему доводилось преподавать во многих военных учреждениях. Иногда говорят, что все контакты Сокаку Такеды с армией осуществлялись через секту Омото–кё и благодаря Морихею Уэсибе. На самом деле, Сокаку Такеда сенсей непосредственно поддерживал связь с военными. Это ясно из регистрационных журналов, которые он оставил.
Я считаю, что человек с обычными способностями не смог бы прожить такую жизнь в те дни. Насколько я знаю, для того, чтобы научиться чему–то новому, Сокаку Такеда сенсей начал свои странствия по Японии ещё в юношеском возрасте и продолжал их более 65 лет, вплоть до самой своей смерти в 1943 году в Аомори, где он преподавал в возрасте 83 лет. Он был великим мастером боевых искусств, посвятившим тренировкам всю свою жизнь.
Как можно объяснить тот факт, что хотя Сокаку сенсей преподавал дайто–рю во многих полицейских департаментах, сегодня мы почти ничего не слышим о практике дайто–рю в полиции?
Кацуюки Кондо. Я полагаю, это связано с тем, что Сокаку сенсей преподавал айки–дзюцу полицейским периодически, а также потому, что он не проводил индивидуальных тренировок. Его основной целью было самообучение в процессе преподавания. В этом смысле он был настоящим мастером. Тем не менее, я слышал недавно, что есть место, возможно Сендаи, в районе Тохоку, где дайто–рю изучается до сих пор. Думаю, что такие места должны быть, хотя их и не много. Поскольку айки–дзюцу начало изучаться там в период Мэйдзи (с 1868 по 1912 год. Прим. перев.), оно должно было бы передаваться и в настоящее время. Однако, обучение прервалось. Мы должны принять во внимание тот факт, что структура полиции существенно изменилась после войны. Сокаку сенсей обучал также судей, офицеров тюрем, и прокуроров, однако, эти додзё также не сохранились. Я думаю, после войны многое стало другим.
|
Айки–дзюцу дайто–рю |
Сокаку Такеда сенсей был очень необычным мастером боевых искусств в том смысле, что он в течение многих лет путешествовал по всей Японии, обучая главным образом представителей высших социальных слоев. Более того, обо всем этом сохранились записи.
Кацуюки Кондо. Очевидно, вы имеете в виду регистрационные журналы и расписки в получении денег, которые он оставил. Как вы правильно сказали, начиная с 1900–х годов Сокаку Такеда сенсей обучал офицеров армии и полиции, судей и других влиятельных людей в каждом городке, который бы он не посещал. До этого айки–дзюцу дайто–рю принадлежало исключительно клану Айзу и никогда не демонстрировалось посторонним. Такеда сенсей был первым, кто обучал ему за пределами клана. В те дни преподавание в военных и полицейских заведениях считалось признаком высокого статуса, поскольку военные и полицейские рассматривались как наследники касты самураев. Думаю, что пока такая социальная иерархия сохранялась в периоде Мэйдзи, было довольно трудно уговорить всех этих важных людей поставить в журналах свою роспись и печать.
В чем главное отличие между дайто–рю и айкидо?
Кацуюки Кондо. Я не думаю, что какое–нибудь отличие существует. В дайто–рю, как и в айкидо, работа начинается и заканчивается уважительным поклоном партнеру. Также основная цель тренировок — дух любви и гармонии.
А как насчет технического арсенала?
Кацуюки Кондо. Я не думаю, что существуют большие отличия в техниках. Тем не менее, у нас есть то, что мы называем «иккадзё», которое состоит из тридцати разнообразных техник, десять из которых выполняются на коленях, пять — в ханми хантачи, десять выполняются в стойке и пять — от атаки со спины. Каждая из этих тридцати техник имеет свое собственное название. В дайто–рю, первая техника, которую вы изучаете, называется иппондори, это сложный приём, где вы, будучи безоружным, встречаете прямую атаку противника.
В традиционных боевых искусствах секретные техники обычно объясняются с самого начала. В дайто–рю мы также сразу обучаем сложным техникам. Иппондори, как я понимаю, получило название иккё в айкидо, и также связано с такими техникам как шомен учи иккё, риотедори иккё, и так далее. Иккадзё состоит из тридцати техник, однако, только иппондори превратилось в икке в айкидо. Существует двадцать девять других техник, таких как гьяку удедори, курамадаоси, косигурума и так далее. Никкадзё также имеет тридцать вариантов исполнения, и только одно из них носит в айкидо название никкё. То же самое касается и санкё. Ёнкадзё включает в себя пятнадцать разнообразных техник, и одно из них названо в айкидо ёнки. Гоккадзё имеет тринадцать техник, и только одна — гоккё в айкидо. Также существует тасу дори (работа против нескольких атакующих), тачи дори (техники против меча), дзё дори, каса дори, емонодори (техники против разнообразного оружия) и так далее. Все это практиковалось раньше.
Таким образом, у нас есть 118 различных техник, классифицированных от иккё до гоккё в дайто–рю. Все это формирует скрытые «мокуроку» (тайный свиток передачи) и только пять из этих техник были включены в айкидо. Я хотел бы, особенно подчеркнуть этот момент, дабы избежать недопонимания.
Различие между айкидо и дайто–рю глазами стороннего наблюдателя состоит в том, что в техниках дайто–рю вы должны вывести противника из равновесия, как только коснулись его. Причина этого в том, что в приёмах присутствует «айки», которое мы используем, чтобы разбалансировать соперника. Это главная особенность дайто–рю. Другая особенность заключается в использовании атеми (ударов). Атеми — это также часть айки в дайто–рю. Хотя часто можно услышать, что дайто–рю выглядит грубо или недостаточно изящно, оно также имеет раздел, называющийся айки–но–дзюцу (пятьдесят три техники) и они по–настоящему восхитительны. Техники айки–но–дзюцу осваиваются после 118 скрытых «мокуроку», а после них изучаются скрытые техники оги, хиоги, каисаку соден и, наконец, техники кайден.
|
Свитки айки–дзюцу дайто–рю |
Дайто–рю имеет много названий, мне кажется, это смущает людей. Например, такие термины как дайто–рю айки–дзю–дзюцу, дайто–рю дзю–дзюцу, айки–дзюцу, айки–дзю–дзюцу, айкибудо, и некоторые другие. Не могли бы вы прояснить как правильно использовать эти названия?
Кацуюки Кондо. Я понимаю, что некоторые люди используют слова айки–дзюцу, айки–дзю–дзюцу или айкибудо чтобы обозначить то, чем они занимаются в додзё. Однако, это не имееет ничего общего с дайто–рю. Все клубы дайто–рю, известные главе школы, могут быть проверены им. Мы используем два термина: дайто–рю дзю–дзюцу и дайто–рю айки–дзюцу, в зависимости от изучаемых техник. Нынешний глава школы Токимуне Такеда сенсей называет наше боевое искусство дайто–рю айкибудо, подразумевая, что дайто–рю является комплексным искусством и должно практиковаться как «До» или «Путь».
Сокаку Такеда являлся харизматичным человеком, окруженным различными противоречивыми слухами. Не могли бы вы оценить его вклад в развитие японских боевых искусств в двадцатом столетии?
Кацуюки Кондо. Я полагаю, что Сокаку Такеда сенсей был непревзойденным мастером. Также я считаю, что без него сейчас не существовало бы и айкидо. Другими словами, Сокаку Такеда сенсей — мастер дайто–рю, занимает важное место в истории айкидо. Согласно одной книге, которую я читал недавно, дайто–рю не оказало большого влияния на айкидо, и Морихей Уэсиба сенсей обучался ему в течение непродолжительного времени. Это неправда, так как Уэсиба сенсей изучал дайто–рю в течение длительного времени — с 1915 по 1937 год. Он также получил сертификаты киодзю даири и госино но те, дававшие ему право преподавать айки–дзюцу и являвшиеся признаком наивысшего ранга в дайто–рю в то время. Вы не можете всерьез говорить о том, что двадцать лет тренировок — это короткий промежуток времени; двадцать лет — это большой отрезок человеческой жизни. Хотя омото–кё также оказало значительное влияние на развитие айкидо Уэсибы сенсея, тем не менее, я уверен, что без Сокаку Такеды сенсея, айкидо в том виде, в котором мы его теперь знаем, не существовало бы.
Какова ваша точка зрения на взаимоотношения Сокаку Такеда сенсея и Морихея Уэсибы сенсея?
Кацуюки Кондо. Это всего лишь мое личное мнение, но Уэсиба сенсей изучал дайто–рю на протяжении 20 лет и считал Сокаку Такеда сенсея своим учителем, а Такеда сенсей смотрел на Уэсибу как на своего ученика. Существует много историй об этом аспекте их взаимоотношений, демонстрирующих уважение ученика к своему учителю, и привязанность учителя к своему ученику. Эти отношения продолжались какое–то время, до того момента, как Уэсиба сенсей не начал искать свой собственный путь, и в конце концов не создал современное айкидо. Морихей Уэсиба был великим человеком, и я верю, что каждый, кто достоин называться великим, всегда превосходит своего учителя. Я не знаю, превзошел ли Уэсиба сенсей своего учителя, Такеда сенсея, в техническом плане, но, я думаю, можно уверенно говорить о том, что Уэсиба сенсей превзошел учителя в количестве своих последователей и известности.
Не могли бы вы рассказать о нынешнем главе школы дайто–рю Токимуне Такеде?
|
Токимуне Такеда сенсей |
Кацуюки Кондо. Глава школы родился 7 октября 1916 года. Воспитывался он в очень строгой обстановке, поскольку с самого начала его готовили на роль главы дайто–рю вслед за отцом. Детство он провел в Ширатаки, где зимой обычно бывает очень холодно. Его тренировки начались с упражнений с деревянным мечом в густых зарослях в горах. В снежные дни, в самый разгар зимы, когда температура опускалась ниже -20 градусов, Сокаку сенсей отправлял Токемуне сенсея одного на улицу с пилой и запирал дверь. Я уверен, что его матери было тяжело смотреть на все это. Поскольку на улице было весьма холодно, у Токимуне сенсея не было другого выбора, кроме как ходить вокруг и, естественно, пилить близлежащие деревья своей пилой. Если бы он этого не делал, то просто погиб бы от холода. С помощью пилы он мог согреться, а заодно поневоле тренировал руки, ноги и бедра. Сокаку Такеда сенсей вынуждал его тренироваться таким образом на протяжении многих лет. Он был очень строгим отцом. В те дни для шелушения риса использовался инструмент, похожий на большие нунчаки, и Сокаку Такеда заставлял Токимуне сенсея использовать этот инструмент непрерывно. И тот вынужден был молотить рис, так как никакой возможности просто бездельничать у него не было Вот так Токимуне сенсей тренировался в детстве.
К моменту, когда ему исполнилось 15 лет, Токимуне сенсей был уже умелым бойцом. Сокаку сенсей говорил, что в это время никто не был способен победить его. Я слышал от одного из сыновей Такеда сенсея и его племянницы в Саппоро, что он тренировал пятнадцатилетнего Токимуне таким образом для того, чтобы ни один из других учеников не мог одолеть его. Токимуне сенсей тренировался для того, чтобы стать главой школы.
Сокаку Такеда сенсей часто путешествовал, оставляя свою жену и детей одних, и я думаю, что его семье приходилось в это время довольно трудно. Токимуне сенсей последовал примеру отца и покинул Ширатаки, зная уже достаточно о жизни, даже до того, как стал офицером полиции. После того, как он стал работать в полиции, он зарекомендовал себя мастером дайто–рю. После свадьбы, он стал топ–менеджером большой рыболовной компании, под названием «Yamada Fisheries». В 1953 году по предложению большого количества энтузиастов в Абасири, часть склада компании была переоборудована под временное додзё, предшественника нынешнего Дайтокана. Затем, в 1956 году, было построено современное додзё «Дайтокан».
Токимуне сенсей никогда не пропускает утренние тренировки. Даже сейчас, в возрасте 73 лет (в 1988 году), размер его запястья в два раза шире, чем у обычного человека. Он очень спокойный и вежливый человек, который всегда готов уступить, и хорошо отзывается о других людях. Когда он говорит о ком–то из выдающихся учеников Сокаку Такеда сенсея, то отмечает, что такой–то мастер имеет лучшую в Японию технику, а такой–то мастер имеет великолепную репутацию. Он никогда не критикует других людей. Уже прошло около 30 лет, как я стал учеником Токимуне сенсея, однако нас до сих пор разделяет целая пропасть. Хотя я никогда не знал лично Сокаку Такеда сенсея, я верю, что Токимуне сенсей ничем не уступает ему, ни технически, ни морально.
Как Токимуне сенсей стал наследником Сокаку Такеда сенсея?
Кацуюки Кондо. Я думаю, что это произошло естественным образом, не смотря на то, что он был третьим сыном Сокаку сенсея. Однако, когда Такеда сенсей женился второй раз, он начал отчет заново, и считал Токимуне сенсея своим первым сыном. Поэтому он наследовал дом Такеды, как первый сын. По традиции, пост главы школы дайто–рю передается по наследству внутри семьи. По этой причине Токимуне сенсей с самого детства воспитывался и обучался как будущий глава школы, и наследовал этот пост в 1943 году, когда Сокаку сенсей покинул мир.
Как я понимаю, вы начали тренироваться в молодом возрасте, и у вас было три наставника дайто–рю. не могли бы вы немного рассказать, как вы начали заниматься?
Кацуюки Кондо. Первый учитель, под чьим руководством я начал тренироваться, был Тсунедзиро Хосоно сенсей, один из выдающихся учеников Сокаку Такеда сенсея. Он жил в Эдогава, Токио, и его додзё носило название «Синейкан». Когда Токимуне Такеда сенсей приезжал в Синейкан додзё, он обучал меня как ученика Хосоно сенсея. Это был первый раз, как я встретил главу школы. В то время я даже не знал значения понятия «глава школы» и запомнил только ощущение встречи с чем–то значительным. Однако, позже Токимуне сенсей сказал мне, что ясно запомнил меня среди множества других присутствующих учеников. Он сказал:«Мистер Кондо, вы сидели так–то и так–то слева, не так ли»? Он даже описал мою внешность. Я был весьма удивлен. Все–таки я не думал, что настолько заметен.
|
Тсунедзиро Хосоно и Кацуюки Кондо |
Где–то в 1963 году, перед смертью Хосоно сенсея, я пришел навестить его в госпиталь. Он сказал мне: «После обучения у Сокаку Такеда сенсея, я занимался под руководством Котаро Ёшида сенсея. Кондо, ты должен продолжить обучение у него». Таким образом, я решил явиться к Ёшида сенсею. В то время он жил в местечке, называемом Намекава в Мито, префектура Ибараки. Я все еще был студентом, поэтому я приезжал в дом мастера на такси от станции Хитачи каждую субботу во второй половине дня. У Ёшида сенсея была парализована левая сторона тела, тем не менее, он без труда разговаривал. Я записал свое имя в его регистрационном журнале, и тренировался, не в доме, конечно, а в саду. Сенсей сидел у себя в комнате и оттуда давал наставления. Когда я чего–то не понимал, он демонстрировал технику с помощью правой руки. Однако, поскольку он не мог использовать свою левую руку, он не мог выполнить технику полностью. Вначале я тренировался в одиночестве, однако, нашел это весьма неудобным, и решил заниматься вместе с одним из моих приятелей&ndashстудентов, Ёшими Томабечи.
Когда я занимался у Хосоно сенсея, я оплачивал весь месяц целиком, однако, Ёшида сенсей брал плату за каждую технику в отдельности. Например, когда мы изучили технику котегаеси, мы вынуждены был заплатить за следующую технику. Сенсей сам говорил нам, когда пришло время перейти к изучению следующего приёма. Других учеников, кроме меня и Томабечи не было. Я думаю, это был очень необычный метод тренировок. Сенсей обучал нас очень добросовестно.
Как велика была плата за одну технику?
|
Котаро Ёшида сенсей |
Кацуюки Кондо. Я не помню этого. Я был студентом в университете, и много денег у меня не было, поэтому не думаю, что цена была очень высокой. Хотя поездки в Хитачи были настоящими путешествиями. Мы приезжали домой к сенсею в субботу, ближе к ночи, и немного тренировались. Затем, мы проводили ночь в гостинице, и в воскресенье начинали занятия с раннего утра. Затем возвращались на поезде вечером. Так я проводил свои выходные.
В регистрационных журналах Ёшида сенсея было много имен. Например, там встречалось имя Масутацу Ояма сенсея из карате киокусинкай. Однако, я точно не знаю, тренировался ли Ояма сенсей, или просто разговаривал. Ёшида сенсей был награжден сертификатом, не имеющим отношения к школе дайто–рю. Среди его персональных техник были тесен–дзюцу (техники с железным веером). Дайто–рю также включает тесен–дзюцу как один из разделов емонодори, однако, отдельно такой работы нет. Я думаю, что Ёшида сенсей, имея сертификат тесен–дзюцу, сам полностью разработал систему использования этого оружия уже после завершения обучения у Сокаку Такеда сенсея.
Ёшида сенсей учил нас как использовать стальной веер и объяснял как должны двигаться наши запястья, подчеркивая, что это важно на начальных этапах обучения. Используя веер, вы можете сломать меч простым движением руки. Сенсей был достаточно требователен относительно того, как двигались наши запястья. У меня до сих пор есть стальной веер, который Ёшида сенсей дал мне для практики.
Как долго вы тренировались у него?
Кацуюки Кондо. Я полагаю, что около двух лет. Я организовал «Клуб дайто–рю айкидо» в Университета Чиба Когио в 1964 году и пригласил Ёшида сенсея стать советником. В действительности, так как учитель не мог физически присутствовать в додзё, я только заимствовал его имя. Хотя я никогда не получал никакого ранга от Котаро Ёшида сенсея, мне был подарен сикиши (прямоугольный кусок плотной бумаги или доски, используемый для написания стихов) на котором было написано «Айкибудо». Он сказал, когда вручал его мне, что я получаю подарок, как последний его ученик, и что он обучил меня всему, что знал сам. Однако, я не думаю, что он имел в виду всё, включая все техники менкё, или что–нибудь в этом роде. Я учился у него в течение не очень продолжительного времени и вряд ли освоил продвинутые техники с помощью Ёшида сенсея. Однако до сих пор я храню сикиши с надписью «Айкибудо» на нем.
Как получилось, что вы начали заниматься у Токимуне Такеды?
Кацуюки Кондо. Я узнал от Ёшида сенсея, что глава дайто–рю проживает в городе Абашири на Хоккайдо, таким образом, позже я решил потренироваться там, и написал письмо Токимуне сенсею. Я приехал в Абашири в 1966 году и остановился там дней на десять. Это был первый раз, когда я основательно обучался под руководством главы школы. Поскольку он работал в компании, я тренировался с ним с четырех до семи часов утра, и затем, во время обеденнего перерыва. После, вечером, начиная с шести часов, я занимался вместе с членами додзё. Когда все покидали додзё, глава школы вновь устраивал мне специальные занятия вплоть до полуночи. В это время был такой человек, по имени Шимпачи Сузуки, который являлся сертифицированным инструктором дайто–рю, проживающий в додзё Дайтокан. Мы занимались с главой школы и Сузуки сенсеем втроем. Так я тренировался в течение десяти дней. К тому времени как я возвращался в гостиницу было уже за полночь, и я был почти разноцветным от синяков. Тренировки протекали очень сурово. В то время когда я не занимался, то чувствовал себя полумертвым. Ночью я не мог спать из–за болей во всем теле. Главе школы тогда было около 50 лет, и его запястья были толщиной с бревно.
|
Кондо Кацуюки |
Что я чувствовал во время тренировок, так это то, как невелики мои способности. В то время я вел занятия айкидо в университете. Мне было немногим больше двадцати лет и я, наверное, был очень самодовольным. Таким я был человеком, и в додзё главы школы я чуть не плакал. Раньше мои техники получались на ком угодно, как в университете, так и в додзё. Тем не менее, они абсолютно не работали на Токимуне сенсее и Сузуки сенсее. Я осознавал своё бессилие и был очень раздасадован. Сейчас все осталось по прежнему, но теперь я чувствую целую пропасть между способностями главы школы и моими собственными способностями. Поэтому я стесняюсь называть себя соке киодзи даири (сертифицированный инструктор, преподающий от имени главы школы) или соке даири. Хотя я практиковал дайто–рю более тридцати лет, мои техники до сих пор бессильны против Токимуне сенсея. Объективно говоря, я понимаю, что мои способности значительно ниже. Токимуне сенсей начал заниматься более шестидесяти лет назад, и его тренировки не были случайны. Даже сейчас, он по утрам машет толстым бревном. Хотя он и перенес удар, частично парализовавший его несколько лет назад, он начал восстанавливаться, игнорируя советы докторов, и упрямо преодолевая свой недуг. Он тренируется очень упорно, и в результате не теряет физической формы.
Я думаю, что вы точно встречались и тренировались вместе с Морихеем Уэсибой сенсеем. Не могли бы вы рассказать об этом опыте и впечатлениях от общения с основателем айкидо?
Кацуюки Кондо. Я думаю, это было в 1967 году, когда я встретил Морихея Уэсибу сенсея в его старом Хомбу додзё. Это произошло по рекомендации главы школы Токимуне Такеды и мне очень повезло, что у меня была возможность тренироваться вместе с Уэсибой сенсеем. Он выполнял техники дзё–дори. Уэсиба сенсей разговаривал со мной в дружеском тоне и предложил схватить кончик дзё, которое было у него в руках. В том момент, когда я коснулся дзё, я оказался в полёте. Поскольку я приложил много силы, для того чтобы покрепче схватить дзё, вся эта сила была направлена обратно в меня, и я был отброшен довольно далеко. Затем, мы разговаривали с Морихеем сенсеем на разные темы.
Говорил ли Уэсиба сенсей о Сокаку Такеда сенсее?
Кацуюки Кондо. В действительности он говорил о Такеда сенсее, но деталей не касался. Он сказал, что–то вроде того, что тоже изучал дайто–рю. Я думаю, что Морихей сенсей был великим учителем.
Я думаю, что вы тренировались вместе с несколькими другими выдающимися учениками Сокаку Такеда сенсея. Не могли бы вы рассказать об этом опыте?
Кацуюки Кондо. Поскольку я уже говорил о главе школы Токимуне Такеде сенсее, Тсунедзиро Хосоно сенсее и Котаро Ёшиде сенсее раньше, то не буду упоминать их сейчас снова. Я получал наставления много раз от Такума Хиса сенсея между 1970 и 1973 годами. Я тренировался под руководством Кодо Хорикава сенсея дважды в Дайтокане, и дважды у себя в додзё — всего четыре раза. Я занимался у Какуёши Ямамото в течение двух дней в 1972 году, когда проводился 17–й фестиваль дайто–рю в Абашири , а также мемориальная церемония в честь тринадцатой годовщины смерти Сокаку Такеды. Также я имел возможность много раз встречаться с Нихеи Ёшимото сенсеем, и он расспрашивал меня о Сокаку сенсее. Кажется, это было лет двадцать назад, но я однажды общался с Юкиоши Сагава сенсеем в компании с Токимуне Такедой сенсеем. Мне очень повезло, что я имел возможность повстречать всех этих выдающихся учеников Сокаку Такеда, даже не смотря на то, что я был очень молод.
|
Знаменитые мастера на открытие додзё Шимбукан |
Также я много слышал о Сокаку сенсее от Кендзи Томики сенсея и Минору Мочизуки сенсея. Однажды, я получал наставления от Томики сенсея в моем додзё и участвовал в показательных выступлениях, им организованных. Также у меня неплохие отношения с Дошу Айкидо Киссёмару Уэсибой сенсеем и другими инструкторами айкикая, главой Ёсинкан Годзо Сиодой сенсеем и его инструкторами.
Сенсей, вас отличает уникальная техника. Многие из работников компании, которой вы управляете, практикуют дайто–рю, а ваше додзё все так же известно. Как работает эта система?
Кацуюки Кондо. Путь воина и жизнь — это одно и то же — это мой девиз. Хотя общеизвестно, что люди представляют собой объединение тела и души, человек должен воспитывать себя в духовном смысле, точно так же как дети, которым родители дали жизнь, нуждаются в молоке и пище для последующего роста. Внешне вы можете сказать, что человек худой или толстый, но внутренне, вы не можете сказать, что за человек перед вами, просто взглянув на него. Я верю, что тренируясь, вы учитесь воспринимать духовный уровень другого человека, просто взглянув на него. Говоря о теле, лучше быть худым, чем чрезмерно полным. Однако, духовно, лучше быть толстым, чем худым.
12.09.2010