Интервью с сенсеем Кёичи Иноуэ

Интервью было записано Стэнли Праниным и опубликовано в журнале «Aiki News» №76 (декабрь, 1987 год). В нем, на тот момент главный инструктор айкидо ёшинкан, вспоминает эпизоды из молодости Годзо Сиоды и его учителя — Морихея Уэсибы, ранних днях додзё «ёшинкан» и рассказывает о подходах к обучению айкидо женщин–полицейских.

Кёичи Иноуэ, 10-й дан айкидо
Сенсей Кёичи Иноуэ

Aiki News. Когда вы приблизительно начали заниматься айкидо, сенсей?

Кёичи Иноуэ. Я начал заниматься 1 ноября 1955 года, когда учился на младшем курсе в университете. В то время айкидо было никому неизвестно. Я также учился в школе английского языка «Logos» в Медзиро, поскольку собирался стать дипломатом. Один из моих сокурсников был моряком и изучал айкидо. Когда я спросил его, что такое айкидо, он скрутил мои запястья, выполнив то, что мы называем «никадзё». Мне показалось это интересным, и я попросил его принести мне брошюру из додзё «ёшинкан». Я рассказал господину Кусиде, который сейчас преподает в Соединенных Штатах, об этой школе, и мы немедленно отправились в додзё, расположенное в Цукудо Хачиман. Мы с господином Кусидой вместе учились в начальной и средней школах, а также в университете. Тут мы тоже всегда тренировались вместе, пока были новичками. Мы посещали только те занятия в университете, где проводилась перекличка, и занимались айкидо в додзё с утра до ночи.

Aiki News. Кто были старшими учениками в то время?

Кёичи Иноуэ. Терада сенсей, Матцуо сенсей и Танака сенсей из додзё «сесейкан» храма Мейдзи, где они впоследствии и преподавали.

Aiki News. Часто ли в то время посещал «ёшинкан» борец сумо Тенрю?

Кёичи Иноуэ. Да, часто. Постарайтесь представить картину — такой огромный человек как он тренировался вместе с сенсеем Сиодой (смеясь). Тенрю часто указывал своим пальцем на Сиоду сенсея и говорил: «Ваш учитель никогда не выпускает меня из своих рук, пока я не признаю поражения. Когда он применяет на мне второй контроль, он сохраняет воздействие до тех пор, пока я не скажу, что мне больно. Он откормился гораздо больше чем я». (Смеясь).

Кёичи Иноуэ в молодости
Сенсей Кёичи Иноуэ в молодости

Aiki News. Существовали ли какие–нибудь контакты между додзё Уэсибы и «ёшинканом» в те дни?

Кёичи Иноуэ. Да. Сиода сенсей часто ходил на показательные выступления айкикая. Иногда я составлял ему компанию. Инструктора айкикая также приглашались на показательные выступления в ёшинкан додзё. Тем не менее, мы никогда не принимали участия в их демонстрациях, равно как и они в наших. Уэсиба сенсей никогда не посещал «ёшинкан».

Однажды, на показательных айкикая, которые проводились в Хибия холле, господин Кусида и я сопровождали Сиоду сенсея. Мы уселись в последнем ряду для гостей. Уэсиба сенсей, сидел на сцене рядом с такими людьми как Киссёмару сенсей, Осава сенсей и Тохей сенсей чуть позади него. Уэсиба сенсей, заметив Сиоду сенсея, сидевшего в рядах для гостей сказал ему: «Сиода, почему ты сидишь там? Иди сюда». Он немедленно посадил Сиоду рядом с собой. Уэсиба сенсей подвинул ведущих инструкторов айкикая, чтобы освободить место для Сиоды сенсея, и я, как его ученик, был очень горд. Я всерьез полагал, что он, как глава Ёшинкана, сильно отличался от остальных. В то время ходили слухи, что Сиода из Ёшинкана враждовал с семьёй Уэсибы, что его методы обучения устарели, что его боевое искусство не было искусством «айки» и, как следствие, что Уэсиба сенсей был зол на него.

Ёшинкан в действительности не отделялся от айкикая. В те дни, многие из тех, кто потерял в ходе Войны свои дома жили в додзё айкикая. Додзё едва функционировало. Таким образом, Сиода сенсей был среди тех, кто первым сделал значительный вклад в послевоенное развитие айкидо. Я думаю, что становление ёшинкана послужило хорошим стимулом для айкикая.

Кёичи Иноуэ возле додзё ёшинкан
Молодой Иноуэ возле додзё Ёшинкан

Aiki News. Существовали ли в те годы какие–нибудь ката для отработки базовых техник, наподобие тех, что есть у вас сейчас?

Кёичи Иноуэ. Да, существовали. Обучение в ёшинкане проводились по командам. Когда мы стали инструкторами, я отправился преподавать в Молодежный образовательный корпус сил самообороны, штаб квартира которого распологалась в Кинугасе, Ёкосука. Когда я обучал их «тай но хенко» (упражнение, связанное с поворотом тела), один из молодых людей спросил меня что–то вроде: «Сэр, насколько градусов мы должны поворачивать ноги?» или «Какой процент веса необходимо переносить на переднюю ногу?» (смеясь). У меня не было конкретного ответа для него, но я должен был что–то сказать. Я ответил : «Не существует строго определенного градуса и процента, так как все зависит от той силы, с которой атакует оппонент». После чего я продемонстрировал несколько примеров. Я сказал так, как сам себе все это представлял. Это было приблизительно тогда, когда закладывалась инструкторская система преподавания. Было предложено создать некоторые базовые формы для обучения будущих групп, чтобы разрешить те вопросы, которые возникали в ходе прошедших семинаров. Они зафиксировали угол поворота в тай но хенко, правильное выполнение хирики но ёсей (развитие силы локтя) и другие технические детали, а также развили систему вербальных команд. Мы начали обучать техникам, разбивая их на составные части, и командуя под счет, в 1955 или 1956 году.

Aiki News. Возможно, что именно использование такого метода обучения привело к успешному развитию ёшинкана.

Кёичи Иноуэ. Да. Вы можете обучать большое количество людей с помощью всего нескольких инструкторов. В то время как ученики осваивают первую, вторую и третью форму они начинают понимать техники. Таким образом, когда вы говорите им выполнять все части движения от начала до конца слитно, они могут полностью выполнить техники. Хотя подобная практика помогает ученикам обучаться быстрее и более полно, проблема состоит в том, что сами техники становятся слишком «зажатыми». Отсутствует плавность движений. Так как мы хотим избежать этого, то после 1–го дана практикуем свободные техники. Таким образом, на экзаменах на младшие кю позволяется исполнять техники в стиле «на раз–два–три», однако, достигшие первого дана должны выполнять свободные техники. Мы следим за тем, ведут ли они атакующего и насколько правильно двигаются и поворачиваются.

Кёичи Иноуэ c Годзо Сиодой
Кёичи Иноуэ и Годзо Сиода

Aiki News. Не могли бы вы вспомнить какие–нибудь старые истории, которые вы слышали от Сиоды сенсея?

Кёичи Иноуэ. Я слышал такие истории во время перерыва между занятиями, или когда мы путешествовали, демонстрируя айкидо. Также мы много слышали про Уэсибу сенсея. Сиода сенсей рассказывал нам, например, что О–сенсей часто брал с собой железный веер, когда путешествовал на поезде, для того, чтобы проводить показательные выступления. Однажды он сказал Сиода сенсею, держащему его веер: «Сиода, ударь меня по голове как только сочтешь меня уязвимым!» Затем, когда он начал дремать, Сиода сенсей выждал время, полагая, что если он попробует ударить его сразу, то О–сенсей будет ожидать этого. Затем, когда ему показалось, что момент атаки настал, О–сенсей внезапно проснулся и спросил: «Прибыли ли мы уже на станцию?» (Смеясь). Когда Сиода сенсей спрятал железный веер, ответив что они еще не прибыли, О–сенсей спросил: «Неужели?», —  после чего вновь задремал. Затем, Сиода сенсей притворился, что смотрит в окно, однако, краем глаза следил за О–сенсеем. В конце концов, Сиода сенсей решил, что прошло достаточно времени с тех пор, как О–сенсей вроде бы уснул. Однако, в том момент, как он подумал об этом, О–сенсей открыл глаза и сказал, что хочет пить. (Смеясь). Подобная ситуация повторялась около трех раз, однако, Сиода сенсей почувствовал всю нелепость ситуации и отложил веер, так как старался не заснуть. Позже, когда Сиода сенсей спросил у Уэсибы сенсея, не мог бы он определить момент, когда его собирались ударить, мастер ответил, что, очевидно, тогда, когда он просыпался, поскольку испытывал забавные ощущения. Кажется, О–сенсей не ощущал точно, что противник пытается атаковать его, однако, если кто–то пытался напасть на него, О–сенсей, кажется, мог читать мысли.

Aiki News. Возможно, это в какой–то степени было хорошей тренировкой для Уэсибы сенсея, вы так не считаете?

Кёичи Иноуэ. Совершенно верно. Существует другая история, которую я часто слышал. Когда Сиода сенсей ещё был студентом в Университете Такасоку у него был приятель, который являлся очень опытным бойцом и однажды он сказал сенсею: «Ты всегда говоришь мне, как силен Уэсиба сенсей, однако я легко смогу ударить этого пожилого человека в голову. Почему бы тебе не представить нас друг другу?» Итак, однажды, Сиода сенсей взял его с собой в додзё. Они оба сели перед Уэсибой сенсеем, и Сиода сенсей представил своего друга, как человека, о котором он много рассказывал. Затем, его друг глубоко поклонился и поприветствовал О–сенсея. Однако, хотя Уэсиба сенсей и ответил, что рад его видеть, тем не менее он даже не кивнул головой. О–сенсей всегда настойчиво требовал, чтобы его ученики были вежливы с кем бы то ни было, однако, на этот раз он сам не поклонился вовсе. С другой стороны, приятель Сиоды сенсея оставался со склоненной головой. Сиода сенсей был удивлен, чем занимаются эти двое. Затем, в тот момент, когда приятель поднял свою голову, Уэсиба сенсей поклонился и вновь сказал, что рад его видеть (смеясь). Наконец, молодой человек поклонился и сказал: «Вы одержали надо мной победу». После чего они разговаривали о разных вещах. Когда Сиода сенсей увел своего приятеля, то сказал ему: «Ты даже не коснулся его головы». Друг ответил: «Когда ты приветствуешь кого–то кого встречаешь в первый раз, то кланяешься, не так ли? Я думал, что смогу хотя бы коснуться его головы, даже если не получится ударить его. Однако, он не поклонился вовсе. Я подумал, что эта идея не сработает, и поднял голову, однако, он тут же поклонился мне, и я упустил свой шанс нанести удар. Этот старик — необычный человек». Когда Сиода сенсей вернулся в додзё, то спросил Уэсибу сенсея, почему тот не поклонился его приятелю, хотя тот и был всего лишь обычным студентом. Ответ был таким: «У твоего друга вначале было злое сердце, и он приветствовал меня неискренне. Однако потом он, кажется, изменил свое отношение, поэтому я поклонился в ответ. Он открыто признал, что потерпел поражение». (Смеясь). Касательно этого случая Сиода сенсей позже говорил нам следующее: «Если бы молодой человек коснулся головы мастера, то О–сенсей бросил бы его или применил контроль. Однако, это не было бы будо. Секрет будо в том, чтобы стать другом своего оппонента в том момент, как столкнешься с ним. Это самый примитивный уровень из тех, которые можно представить — быть связанным с необходимостью бить или контролировать своего противника. Айкидо гораздо глубже этого». Он действительно убедил меня в этом.

Кёичи Иноуэ выполняет сумацу доса
Кихон доса — основа ёшинкана

Aiki News.Слышали ли вы когда–нибудь истории про Цутому Юкаву?

Кёичи Иноуэ. Я слышал некоторые. Как я понимаю, он был действительно очень сильным человеком. Я слышал, он с легкостью поднимал мешки с рисовой соломой. Однако, когда Уэсиба сенсей боролся с ним на руках, то не испытывал больших сложностей, чтобы победить. Это не та сила, которая важна. Юкава был обладателем высокого ранга в дзюдо, если я правильно помню. Однажды, в додзё пришел человек, у которого был 5–й дан дзюдо, и Юкаве сказали заниматься с ним. Однако, посреди выполнения техники человек остановил его. Затем ученик старших классов Зензабуро Аказава подошел к нему, взял руку большого человека и кинул его. О–сенсей приблизился к Юкаве и сказал: «У тебя большие способности к айкидо. Однако, ты не можешь продемонстрировать свои настоящие возможности, поскольку твой разум занят такими несущественными вещами, как дзюдо. Сабу–чан (Зензабуро) смог легко выполнить технику, поскольку его сознание было чистым». После этого Юкава смог правильно выполнить сихо наге на таком же человеке.

Aiki News.Нам бы очень хотелось спросить об эпизодах, связанных с самим Сиода сенсеем.

Кёичи Иноуэ. Есть много вещей, о которых мне хотелось бы упомянуть, рассказывая о Сиоде сенсее. Когда я уже был инструктором, я все ещё сомневался в глубине души, работает ли айкидо в реальности. Всякий раз, когда у сенсея были гости, он устраивал им показательные выступления, и однажды, когда он проводил демонстрацию, я был взят в качестве уке для работы от двух нападающих. Внезапно, Сиода сенсей оказался повернутым ко мне спиной. Мне на секунду стало любопытно, удастся ли мне нанести атаку со спины, и я подумал, что это будет катастрофой, если сенсей пропустить удар. Я всё ещё не был достаточно уверен в айкидо Сиода сенсея. Я решил, что не должен задаваться такими вопросами и кинулся в атаку. Однако, он внезапно исчез. Затем мои ноги выбросило вверх, и я упал. С этого момента я почувствовал, что могу атаковать его в полную силу не волнуясь, даже если он смотрит в другую сторону.

Другая история связана с показательными выступлениями Ёшинкана на праздновании юбилея Цукудо Хачиман додзё. Сиода сенсей направился к нам, намереваясь сделать что–то. Мы сидели в положении сейдза, и он несколько раз прошел мимо нас туда–сюда. Там был инструктор, такой же, как я сам, сидевший рядом со мной, и когда Сиода сенсей проходил мимо нас, он прошептал мне на ухо: «Знаешь, если я сейчас схвачу сенсея за ногу, то он может упасть». Затем, чуть позже, Сиода сенсей вернулся назад к нам и сказал: «Что? Собрался схватить меня за ногу?» (Смеясь). Я верю, что он обладал каким–то специфическим чутьём.

Кёичи Иноуэ демонстрирует камае
Кёичи Иноуэ демонстрирует камае

Примерно в то время, как Ёшинкан был только построен, много разных людей посещали додзё. Однажды пришел американенц, который долго занимался боксом и разговаривал с Сиода сенсеем в главном офисе. Он смотрел на сенсея сверху вниз, размышляя о том, насколько же низким человеком тот был. После того, как они поговорили на разные темы, он попросил разрешения проверить сенсея. Тот ответил, что все в порядке, и они встали в пару. Когда человек принял стойку, сенсей быстро схватил его свободную руку, совсем не ту, которой он собирался атаковать. Человек упал на колени с глухим стуком. Когда боксер спросил сенсея почему он не сделал ничего, чтобы контролировать его атакующую руку, а выполнил технику на другу, сенсей ответил: «Ваш кулак был всего лишь приманкой. Я знал, что вы лишь притворялись, будто собираетесь что–то делать вашей другой рукой. Я просто контролировал все это, вот и все.» Незнакомец сказал, что действительно удивлен. Это была техника ёнкадзё, выполненная на высокой скорости. Сиода сенсей применил ее реально стремительно.

Другая история имеет отношение к показательным выступлениям перед полицией общественной безопасности Киото. Мы занимались с одним сильным человеком вроде тех, что принимают участие во Всеяпонских соревнованиях по дзюдо. Когда мы отрабатывали сихо наге, то Кусида, который был достаточно сильным противником, никак не мог выполнить вход. Сиода сенсей, который наблюдал за всем этим, подошел к нам и спросил, чем мы, по нашему мнению, занимаемся. После чего сенсей взял руку человека. И с легкостью его бросил. Сенсей сказал Кусиде попробовать ещё раз, и на этот раз, он сделал это без труда. Сенсей сказал ему: «Ты пытался сделать это только с помощью физической силы. Так как это айки, ты должен контролировать Ки соперника».

Люди часто говорили мне, что Сиода сенсей мог выполнять техники так хорошо потому, что мы, его ученики, атаковали его нерешительно. Возможно, так оно и было. Однако, мы не смогли бы атаковать его в полную силу, даже если бы захотели. Контролировать чьё–то Ки означает не давать ему возможности атаковать вас в полную силу. Это тоже айки, не так ли? Мы часто слышим о случаях в кендо, когда люди терпят поражения из–за трепета перед противником. Молодой человек не может легко войти, когда противостоит хрупкому старому мастеру 80–ти летнего возраста. Молодой человек проигрывает, поскольку испытывает трепет перед старым мастером. Таким образом, если кто–то, кто наблюдает за вашими показательными скажет, что то, что вы делаете слишком театрализовано, вы не должны придавать этому значения, поскольку это правда, что вы не можете атаковать в полную силу. Сиода сенсей всегда говорил нам, что когда он хочет продемонстрировать свои лучшие техники, его уке должен продемострировать лучшие укеми. Для меня не существовало лучше тренировки, чем быть уке у сенсея. Вы никогда не знаете, что он будет делать с вами на показательных. Знаете, между нами не было никаких договоренностей относительно этого.

Aiki News. Когда вы начали обучать полицейских?

Кёичи Иноуэ выполняет бросковую технику
Кёичи Иноуэ демонстрирует
техники айкидо

Кёичи Иноуэ. Полицейские начали заниматься айкидо в 1960 году. Я иногда ассистировал Сиоде сенсею приблизительно в то время. Мы обучали полицейских периодически. Затем, в 1967 году женщины–полицейские начали заниматься в полицейской школе ОМОНа. В тот период я был временным инструктором в этом заведении. Затем, в 1970 году количество женщин полицейских сильно увеличилось, и от них требовалось проживать в школьном общежитии. Полиция общественной безопасности обратилась к нам с просьбой прислать постоянного инструктора. Сиода сенсей предложил, чтобы я взялся за эту работу. Это было 1 декабря 1970 года. Так я начал преподавать основной курс айкидо в полицейской школе.

Aiki News. Вы преподавали офицерам–женщинам какие–то особые техники?

Кёичи Иноуэ. Я обучаю базовым техникам айкидо без какого–либо изменения их. Дополнительно я преподаю применение техник самообороны. Я также объясняю им, как можно избежать атаки без применения техник. Это довольно сложно, так как я вынужден преподавать айкидо как искусство, созданное специально для применения женщинами–полицейскими. Я не демонстрирую много техник на коленях, в основном они работают в стойке. Причина этого состоит в том, что их служба протекает на улицах, где сидеть им не приходится. Мы разделяем эти техники на семь вариантов, включающих захваты спереди, удары и атаки сзади. Мы преподаем их ученицам в качестве базовых техник. После изучения их мы переходим к 150 основным техникам. Когда они достигают уровня шодана, мы обучаем их техникам на коленях. Кроме того, мы обучаем их работе от двух и многих атакующих.

Aiki News. Сталкивались ли вы с какими–то особенными трудностями при обучении женщин–полицейских?

Кёичи Иноуэ. Поначалу я не знал как себя вести с полностью женской группой. Однако, я начал понимать, что лучше всего обращаться с ними так же, как я работал с мужчинами. Иногда, когда я старался поправить кого–то из них, какая–нибудь другая начинала завидовать и говорила, что я всегда уделяю больше внимания какой–то конкретной девушке (смеясь). Однако, сейчас, когда я обучаю их, то не беспокоюсь о подобных вещах. Кроме того, иногда, когда они работают в линиях, некоторые дамы начинают переговариваться и хихикать во время тренировки. В этом случае, я говорю им проделать круг вокруг зала на деревянном полу с помощью «крольичих прыжков.» Они стонут в то время как прыгают, поскольку у нас 300 матов и круг вокруг них довольно длинный. Обычно, они не могут преодолеть более половины пути. Я испытываю жалость, когда смотрю на них, поэтому предпочитаю не смотреть на них вовсе (смеясь).

Ещё одна техника в исполнении мастера айкидо
Кокью нагэ

Женщины не любят, когда с ним обращаются как с женщинами на тренировке. Однако, они также не любят, когда с ними обращаются также строго как с мужчинами. Это довольно сложный момент. Мы должны хорошо понимать, что мужчины и женщины имеют равные права, однако различны по природе. И к тем и к другим надо относится одинаково строго. Однако, здесь важно содержание. Женщины имеют силы, которых нет у мужчин, а у мужчин есть силы, которых нет у женщин. Вы не должны стараться изменить это. Мужчины тренируются довольно энергично, но не могут долго выдерживать такой темп, и их сила и концентрация не так высока. С другой стороны, у женщин нет таких физических сил, однако, они более выносливы.

Aiki News. Как вы работаете с теми учениками, которые до прихода в школу занимались различными другими стилями айкидо?

Кёичи Иноуэ. Так как стиль, преподаваемый полиции общественной безопасности — это в конце концов стиль Ёшинкан, то я постепенно изменяю их технику. Тем не менее, я не могу заставить их отказаться от того, что они уже изучили, поэтому я даю возможность делать большинство из этого. Есть много людей, кто занимался в айкикае или в школе Такеда, или где–либо ещё. Те, кто занимался айкикаем отличаются плавностью перемещений. Одна полицейская, которая заняла второе место в прошлом году на демонстрациях занималась различными стилями. Поначалу, у неё не выходили техники, и она плакала на тренировках. Однако, она очень старалась и освоила базовые техники Ёшинкана, и стала второй. Так как в айкидо нет соревнований, воодушевление очень важно. Поэтому мы решили проводить показательные выступления айкидо в форме состязаний и используем эту систему уже шесть лет, с разрешения Сиоды сенсея. После этого, техники учеников значительно улучшились. В индивидуальных состязаниях от ученика требуется выполнить свободные техники против прямой атаки, колющих ударов и так далее. Уке не должен сопротивляться, но должен правильно выполнить страховку. Не существует предварительного соглашения, как атаковать выступающего. Она может атаковать шомен учи, ёкомен учи, или как угодно иначе. Мы используем понижающую систему оценок, что означает, что мы отнимаем баллы от начальных 30. Они выступают в течение 40 секунд, а затем меняются ролями с уке и продолжают в том же духе. Мы определям победителя с помощью такой турнирной системы.

Aiki News. На таких соревнованиях виден результат их каждодневных тренировок, не так ли?

Кёичи Иноуэ
Кёичи Иноуэ

Кёичи Иноуэ.Совершенно верно. Так как не существует договоренности между выступающим и уке относительно применяемых техник, то иной раз дело доходит до крови, когда кто–нибудь порежет себя или столкнется с кем–то. Вы не сможете занять первое место в соревнованиях, не поучаствовав в демонстрации около семи раз. По мере того, как вы будете продолжать побеждать, перерывы будут становиться все короче, и, таким образом, вам понадобится выносливость. Для победы необходимо много составляющих: хорошая техника, сила, правильное поведение. С тех пор, как мы ввели эту соревновательную систему, техники наших учеников сильно улучшились. Они научились применять приемы без сомнения тогда, когда им необходимо. Это больше не «ката», а живые техники. Поэтому они могут правильно упасть, даже если их бросили с помощью техники, о которой они не знали вовсе. Это хорошее обучение для обоих, и для выступающего, и для уке. Если использовать классическую систему соревнований, то боевое искусство станет чем–то, в корне отличающимся от айкидо. В нашей схеме от вас требуется выполнить технику не противодействуя силе атакующего, а наоборот, используя ее. Важный момент состоит в том, что вы демонстрируете максимум эффективности с помощью минимума силы.

26.09.2010