Интервью с Годзо Сиодой

Годзо Сиода
Сенсей Годзо Сиода

Послевоенный период

Стэнли Пранин. Очевидно, после войны Уэсиба сенсей пережил очень тяжелый период своей жизни?

Годзо Сиода. Уэсиба сенсей был советником Бутокукай в Киото, организации, которая была конкурентом додзё «Кодокан» (дзюдо) и это было не слишком хорошо. Когда пришёл МакАртур, он расформировал организацию. Уэсиба сенсей был обвинён как военный преступник, и ему вменялись преступления класс G. Его организация (Кобукай) была распущена, а его деятельность пресечена. Также, додзё Уэсибы было на время закрыто, и Уэсиба сенсей уединился в Ивама. Так как он больше не мог практиковать будо, он создал «Айкиен» (айки–фермерство) и всё своё время проводил, занимаясь земледелием в Ивама. Он с большим трудом сводил концы с концами.

Как только я был репатриирован, я приехал в Ивама. Там были Тадаши Абе, а также сын Коичиро Ишихара Юи и нынешний президент Ишихара Сангё. Где–то в 1947 году я провел месяца два в Ивама вместе со своей семьёй.

Стэнли Пранин. Как вы думаете, основатель был на пределе своей физической формы?

Годзо Сиода. Он был в расцвете сил в 1933 или 1934 году. Где–то в это время он стал поистине зрелым и спокойным.

Стэнли Пранин. Как я понимаю, Ёсинкан сыграл важную роль в послевоенном возрождении айкидо?

Годзо Сиода. После войны додзё Уэсибы сенсея в Ушигоме стало танцевальной площадкой для оккупационных войск. После того как я вернулся, оно начало опять процветать. Я был первым, кто организовал тренировки в академии обороны (Боеичодай) и в полицейских департаментах. Когда я покинул додзё Уэсибы, многие относились ко мне как к предателю, но я себя таковым не ощущал. Я объездил 63 полицейских участка и по сути разрекламировал додзё Уэсибы.

Я не знаю, сколько денег мой отец вложил до войны в додзё Уэсибы. Я рад, что меня окружала прекрасная атмосфера, и Уэсиба сенсей ко мне хорошо относился.

Я рад, что провёл много времени с Уэсибой сенсеем в его повседневной жизни, потому как это крайне необходимо для восприятия наиболее важных принципов айкидо. Вы должны провести много времени с ним, чтобы понять каждое движение сенсея.

Аказава и Ширата были настоящими учениками, но они не имели финансовой поддержки. Сенсей брал меня повсюду с собой, поскольку я получал финансовую помощь (от своего отца). На меня обращали особое внимание (смеясь).

Основатель перед своей смертью

Стэнли Пранин. Вы встречались с Уэсибой сенсеем перед его смертью?

Годзо Сиода
Годзо Сиода демонстрирует
техники айкидо

Годзо Сиода. Я посетил сенсеся за четыре дня до его смерти 26 апреля 1969 года. Однажды давным–давно я спросил Уэсибу сенсея: «Сенсей, почему вы так сильны? Когда вы были в своей наилучшей форме?» Он ответил: «Это будет тот день, когда я вознесусь на небо. Именно тогда я и буду на вершине своих сил. Сиода, ты поймешь это. Посмотри на пламя свечи за мгновение до того, как оно потухнет. Оно внезапно вспыхивает. Вот так.»

О–сенсей продемонстрировал, что он имел в виду, говоря о том, как пламя свечи внезапно вспыхивает перед тем как погаснуть. Он говорил об этом очень давно. «Поэтому я всегда буду тренироваться», — сказал он. Сенсей доказал это перед своей смертью.

Четыре младших ученика находились с сенсеем. Он спал, когдя я зашёл, однако он внезапно проснулся и сказал: «Это ты, спасибо, что пришёл. Я путешествую на крылатом коне по небесам. Я могу видеть землю. Сиода, чем там сейчас занимается Томики (Кендзи)? Я наблюдаю». У сенсея был рак печени. Его руки стали худыми. Однако, когда ему надо было сходить в туалет, он делал над собой усилие, вставал и шёл в уборную.

Поскольку он не мог есть, то он только пил воду и казалось, что он полностью лишен энергии. Создавалось впечатление, что он уже мёртв. Даже не смотря на то, что он был в таком состоянии, иногда он говорил: «Давайте пойдём потренируемся». Доктор сказал: «Это наихудшая вещь для него. Все держите его так, чтобы он не мог встать». Именно для этого и нужны были четыре молодых человека около него. Когда он пытался подняться, четрые человека придавливали его к кровати, и однако же все вылетали в сад.

Стэнли Пранин. Это поразительно!

Годзо Сиода. За четыре дня до своей смерти сенсей доказал то, о чём говорил раньше. В это время Киссёмару поменял своё имя и звался Коецу. Он стоял у ножного края кровати, и Уэсиба сказал следующее: «Сиода, я хотел бы, чтобы ты поддержал Коецу с техничской стороны. Я хочу, чтобы вы все сотрудничали с ним. Я рассчитываю на тебя». Киссёмару стоял там и слушал.

Происхождение названия Ёсинкан

Стэнли Пранин. Не могли бы вы рассказать нам о том, откуда произошло название «Ёсинкан»?

Годзо Сиода. Оригинальное значение — «Мы должны постоянно помнить о том, что мы достаточно глупые создания и, избегая волнений, остаемся спокойными и воспитываем свой дух».

Это означает, что мы должны всегда помнить о том обстоятельстве, что мы глупы, всегда акцентировать внимание на этом факте и не позволять нашему разуму беспокойно блуждать. Син относится к духу. Син — это дух, и мы должны воспитывать его. В этом состоит причина, по которой стиль назван «Ёсинкан».

Технический метод Ёсинкана.

Годзо Сиода в камае
Камае — основа айкидо ёсинкан

Стэнли Пранин. Как возникла оригинальная система обучения в айкидо ёсинкан?

Годзо Сиода. Я знаю, что техники Уэсибы сенсея были превосходны, но то, что он делал сегодня в корне отличалось от того, что он делал вчера. Так как Уэсиба сенсей делал всё, что только не приходило ему в голову, то те люди, которые у него тренировались, смотрели на всё это мало что понимая. Не существовало ничего такого, что напоминало бы нынешние базовые техники. Он делал всё, что приходило ему на ум.

Однако, если вы начнёте так обучать новичков, то никто ничему не научится. Поэтому, когда я начал преподавать в сталелитейной компании «Ниппон Кокан», я подумал, что должен систематизировать эти техники. Я начал анализировать техники и развивать систему обучения, включавшую в себя всё то, чему я научился прежде. Затем я также проверил применение техник. Я проверил старые приёмы, которые изучил ранее.

Стэнли Пранин. Кто–нибудь дополнительно помогал вам, когда вы разрабытывали свою методику преподавания?

Годзо Сиода. Когда Кёичи Иноуэ был молодым учеником, я пробовал различные технические подходы конкретно на нём и разработал систему. Например, я разработал такие вещи, как, например, хирики–но–ёсей (развитие силы локтя) и дал им название.

Стэнли Пранин. Вы также придумали названия?

Годзо Сиода. Да, я также решил какие названия им дать. Возможно, вы скажите, что они в какой–то мере произвольны.

Стэнли Пранин. Давал ли своим техникам названия Уэсиба сенсей, когда преподавал до войны?

Годзо Сиода. Он испльзовал термин «ирими». Он говорил, что сёкумен ирими и шомен ирими — это разновидности ирими. Он также говорил нечто вроде: «Ирими — это сущность айки». Разумеется, другие боевые искусства, такие как, например, дзюдо, не имеют ирими нагэ. Возможно, он использовал названия техник, которым он выучился у Сокаку Такеды.

В разделе «Виртуальное додзё» нашего сайта вы можете ознакомиться с видео уроками основных базовых техник айкидо ёсинкан (примечание переводчика).

Айкидо против карате

Стэнли Пранин. Карате стало широко практиковаться с момента окончания войны. Как вы думаете, какой приём айкидо наиболее предпочтителен при работе от каратистских ударов руками и ногами?

Годзо Сиода. Ну, я думаю, что это вопрос маай (боевой дистанции). Вы должны сблизить маай. Вы должны слиться с ударом ноги, когда противник атакует вас, и продолжить его. Это важно. Это вопрос тайминга.

Стэнли Пранин. Опытный каратист наносит удары очень быстро?

Годзо Сиода. Да, это правда.

Стэнли Пранин. Как вы думаете, должны ли тренировки айкидо включать отработку техник противодействия ударам ногами и руками, как в карате?

Годзо Сиода. Это достаточно большая проблема. И карате, и айкидо имеют чётко очерченные рамки использования. В случае, если они станут соревноваться друг с другом, то какие–то из этих рамок будут нарушены. Возможно, подобные вещи могли происходить раньше, когда случались поединки между представителями разных школ (тарю дзиай), однако, я не думаю, что в наши дни такое действительно может произойти. Те кому нравится карате, практикуют карате, а те, кому нравится айки, практикуют айки. Уэсиба сенсей часто говорил нам: «Мы изучаем сущность, самое сердце будо, поэтому мы не должны беспокоиться о том, кто нас атакует.»

Годзо Сиода
Годзо Сиода проводит
тренировки для чёрных поясов

Стэнли Пранин. Я понимаю.

Годзо Сиода. Люди, которые занимаются вместе, являются друзьями. В конечном счёте, здесь гораздо важнее нравственный аспект. Вы должны воспитывать свою нравственность. Это самая важная вещь. Затем, когда вы конфликтуете с оппонентом, вы делаете это, добиваясь ментальной гармонизации с ним, и вынуждаете его утратить свои враждебные намерения. Добродетель состоит в способности заставить противника капитулировать по собственной воле. Тогда не имеет никакого значения, держит он в руках меч или какое угодно другое оружие.

Стэнли Пранин. Люди, которые прозанимались айкидо на протяжении нескольких лет и достигли уровня второго или третьего дана, смотрят по телевизору соревнования по карате и сомневаются, смог ли бы они работать от таких атак. Если человек действительно окажется перед лицом атаки каратиста, что он может особенного сделать, чтобы избежать её? Техника, связанная с контролем сустава, наподобие, коте гаеси, может окажаться недостаточной. Я полагаю, что существует много людей, которых терзают подобные сомнения.

Годзо Сиода. Повторюсь, это вопрос тайминга, понимания начала движения ки.

Уэсиба сенсей говорил: «Вы можете понять, когда противник соберётся нанести удар, глядя на начало движения его ки». Например, есть забавная история про Кензо Футаки сенсея (известного своей диетой, богатой коричневым рисом). Однажды, Футаки сенсей должен был в любой момент нанести удар шомен учи по Уэсибе, а Уэсиба сенсей, уходя, смещался вправо. Поэтому Футаки сенсей внезапно актаковал Уэсибу сенсея сразу с упреждением вправо, однако в этот раз сенсей не сдвинулся вовсе. Мастер такого уровня может чувствовать ки другого человека. Уэсиба сенсей мог заставить своего противника утратить волю сражаться. Он моментально входил в состаяние ментальной отрешённости (мусин) и чувствовал намерение противника. Только Уэсиба сенсей или кто–то столь же экстраординарный мог делать подобное.

Стэнли Пранин. Сенсей, я думаю, что вы действительно имели возможность воспользоваться своими боевыми навыки во время войны.

Годзо Сиода. Да, это так. Я думаю, что то, о чём говорил Уэсиба сенсей было правдой. События действительно происходят без какого–либо промедления. Если вы прибегнете к силе и выйдите в стойку, то проиграете. Если вы столкнетесь с быстрой атакой каратиста, то потерпите поражение. Вы не должны думать о том, чтобы пытаться сделать то или это. Это несущественные детали.

Уэсиба сенсей говорил: «Не имеет значения победа или поражение, выигрыш или проигрыш«. Вы должны чувстовать, что все кругом друзья. Когда я уходил на войну, Уэсиба сенсей сказал мне на прощание: «Не волнуйся. Куда бы ты не отправился, просто воспитывай в себе нравственность».

Стэнли Пранин. Представителям других боевых искусств может быть непросто воспринять эту идею.

Годзо Сиода. Это очень плохо. Это происходит потому, что они акцентуированы на победе или поражении. Если мы не сможем избавиться от подобного хода мыслей, то боевые искусства будут развиваться с большим трудом.

Стэнли Пранин. Сенсей, мы получили огромное количество писем от читателей с вопросами относительно вашего мнения о тех или иных технических тонкостях.

Годзо Сиода. Я думаю, что если вы хорошенько об этом подумаете, то увидите, что сущность будо — это дух. Это действительно и для дзюдо, и для карате, и для любого другого единоборства. Вы не можете думать только о множестве различных способов работы от различных атак.

Международная федерация айкидо ёсинкан

Книга Годзо Сиоды
Сенсей — автор большого
количества книг об айкидо

Стэнли Пранин. Могли бы вы рассказать, как вам видится будущее Международной федерации Айкидо Ёсинкан.

Годзо Сиода. Моя идея состоит в том, что поскольку мир стал слишком тесным, мы должны перестать мыслить рамками национальностей. Главная цель, заложенная в эту федерацию, состоит в распространении гармонии духа айкидо по всему миру. Её задача создать миролюбивое общество, где будет возможно находиться в согласии с каждым, вне зависимости от расы. Нет ничего столь же прекрасного, как дух гармонии, и когда я создавал эту федерацию, я думал о том, как мы должны ладить друг с другом, как американцы и советы должны стать друзьями. Я думал о том, что мир — это отдельная семья и что мы должны отбросить узость своего мышления, самовлюблённое отношение японцев к самим себе, чтобы превратить мир в место, наполненное прекрасными людьми. Именно ради этого духа гармонии нам следует отказаться от нашего оружия и оставить позади наше прошлое. Другими словами я хочу сказать, что дух Айкидо — это поиск гармонии.

Сейчас закончился первый год, и мы провели нашу первую выпускную церемонию инструкторов. Ученики сейчас тренируются во второй группе, в которой участвуют люди из различных стран, включая Венесуэлу и Колумбию. Иностранные ученики учатся с энтузиазмом. Они тренируются вместе с сотрудниками японской городской полиции, но они очень усердны. Женщины–иностранки также занимаются очень усердно.

Стэнли Пранин. Существует огромный интерес к айкидо в зарубежных странах.

Годзо Сиода. Я хотел бы избежать простого роста организации и потери личных контактов между её членами.

Я действительно хотел бы видеть, Федерацию Ёсинкан успешно функционирующей в качестве модели. Обычно организации акцентируются на корпоративном бизнесе и денежных вопросах. Люди забывают изначальные причины создания федераций и заканчивается всё догматическими структурами. Я думаю, что для Ёсинкана необходим гибкий и дружественный подход. Если вы будете подходить к проблемам с такой точки зрения, то деньги придут позже сами собой. Если вы будете стараться урвать много денег, то они ускользнут от вас. Я думаю, что важно забыть про деньги, а сконцентрироваться на самосовершенствовании и относится к людям, которые работают с вами, как к братьям. Тогда эти люди будут охотно сотрудничать с вами. Это очень важно, если гармония между людьми действительно существует.

18.04.2011