Развитие айкидо

После окончания Второй Мировой войны, Япония оказалась под протекторатом Соединенных Штатов. Новое японское правительство крайне негативно относилось к развитию любых традиционных боевых искусств, воспитывающих в молодежи агрессивность. В сложившейся обстановке айкидо, проповедующее миролюбивость и всеобщую гармонию, нашло широкую поддержку у японских властей, а у американских тем более (ибо демократия — это когда твои войска стоят на чужой территории, а чьих–то иных войск, желательно, вообще нет).

Коичи Тохэй
Тохэй популяризирует Айкидо

В 1948 году было основано Айкикай Хомбу Додзё, и первые успехи этой организации, обеспечившие распространение ее влияния во всем мире, были достигнуты во многом благодаря усилиям Коичи Тохэя и некоторых других первых сиханов Айкикая. В течение двух десятков лет айкидо распространилось на территории Соединенных Штатов, а затем и по всему миру. Сейчас тренировки айкидо айкикай можно можно посетить практически в любом крупном городе планеты.

Необходимо отметить, что параллельно развивались и другие направления айкидо, основанные различными учениками Морихэя Уэсибы. В частности, Годзо Сиода еще при жизни О–сенсея основал свою школу — «Ёсинкан», которая сохранила жесткость и эффективность техник довоенного «Кобукана». А в 1990 году была сформирована Международная Федерация Айкидо Ёсинкан — International Yoshinkan Aikido Federation (IYAF).

Врачеревич
Реальное айкидо Врачеревича

После смерти О–сенсея были созданы направления айкидо мастерами, обучавшимися непосредственно не у Уэсибы, а у его учеников. Различное видение айкидо сэнсеями разных стран не могло не отразиться на стиле их преподавания. В результате, сейчас в мире насчитывается около 30 различных стилей айкидо, многие из которых достаточно далеки от тех идей, которые озвучивал О–сенсей. Тем не менее, наибольшее развитие получили три стиля традиционного айкидо: айкикай, ёсинкан и ки–айкидо. Считается, что в настоящее время айкидо занимаются более 1,2 миллиона человек в более чем 80 странах мира.

Развитие айкидо в России

По всей видимости, первым, кто начал преподавать айкидо на территории бывшего СССР, был Рукавишников В.А., которому во время работы в Мали довелось учиться у Ван Бая–сенсея. После возвращения в Россию в 1969 году он организовал первую в стране секцию айкидо. Располагалась она в Ленинграде и многие из тех, кто начинал в те годы изучение мало еще кому известного айкидо, продолжают практиковать его и в наши дни, теперь уже в качестве инструкторов основанных ими клубов.

С середины 80–х годов начали появляться секции Айкидо в Москве, Киеве, Ростове–на–Дону, и других регионах.

К концу 80–х годов в Ленинграде и его окрестностях насчитывалось уже достаточное количество клубов, которые в 1989 году, объединившись, сформировали первую в стране федерацию айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Макашев с Киселевым
Айкидо в СССР

В 1990 году была создана Всестилевая Федерация Айкидо СССР. В названии организации отражен факт, что хотя большинство айкидок тех лет практиковало айкикай, тем не менее, осознавалась необходимость учета интересов и представителей других направлений айкидо.

История возникновения и развития ёсинкан–айкидо в России темна и запутана. Скорее всего, уже невозможно наверняка сказать, кто первым начал практиковать направление Сиоды в нашей стране, и когда была открыта первая секция. Известно, что в начале 90–х годов получила распространение широко известная видеоэнциклопедия айкидо–ёсинкан. Четкость исполнения инструкторами Хомбу додзе техник произвела впечатление на многих айкидок тех лет, побудив их самостоятельно изучать ёсинкан. Также известно, что в 1993 году в Россию прибыл Дэвид Эйрз, который при всей неоднозначности своей персоны, был едва ли не первым аттестованным инструктором в нашей стране. Благодаря Макашеву А.М. в середине 90–х годов Эйрз провел ряд семинаров в Санкт–Петербурге, что способствовало развитию айкидо–ёсинкан во втором по величине городе страны.

К концу 90–х годов в России насчитывались уже десятки секций айкидо, практикующих направление ёсинкан. Стали формироваться многочисленные федерации, проводиться крупные семинары с участием японских мастеров, получили широкое распространение учебные фильмы и книги. В 2008 году в результате преобразования IYAF, она была переименована в Фонд Айкидо Ёсинкан (Аikido Yoshinkan Foundation). Некоторые клубы России (в основном Дальневосточные и Московские, относящиеся к федерации «Мисогикан» Дэвида Эйрза) отказались входить в новую федерацию и, вслед за одним из наиболее известных сиханов Тсутому Чидой, заявили о намерении развивать новое направление айкидо — стиль «Ренсинкай».

В середине нулевых годов айкидо в России достигло той грани, за которой идеи развития боевого искусства стали уступать место идеям коммерческим.

Учи–деши — страшное и непредсказуемое
оружие

По сути, эта участь постигла многие единоборства, и айкидо здесь не исключение. Но если в соревновательных видах спорта всегда существовала своеобразная селекция техник, учеников, школ, связанная с необходимостью эффективно выступать на спортивных состязаниях, то айкидо, в котором нет даже учебных спаррингов, начало постепенно превращаться в разновидность фитнеса. Теперь многие клубы существовали не столько ради изучения айкидо, сколько ради финансовой прибыли. При этом наследие Уэсибы стало активно позиционироваться как боевое искусство для интеллигентов, подразумевая, что при наличии завидного интеллекта можно быстро освоить высокоэффективные техники самообороны, не потратив при этом практически никаких физических или моральных сил. Более того, поскольку физическая сила в айкидо якобы не важна, то и ОФП развивать на тренировках совершенно не обязательно. Надо сказать, что подход полностью себя оправдывает, действительно, кто же у нас в стране не относит себя к интеллигентам? Как следствие, в айкидо стало приходить много случайных людей, которые, с одной стороны, хотят заниматься единоборствами, а с другой — не хотят особо напрягаться и рисковать возможностью получения травм. Для многих из них айкидо — это просто одна из разновидностей модного времяпровождения (наподобие занятий икебаной или посещения суши–бара), которая к тому же, дает основание при случае намекнуть на свою сопричастность к миру боевых искусств, ну или выложить на просторах социальных сетей свои фотографии в кимоно и с поясом темного цвета. Безусловно, исключений из указанного правила до сих пор не мало, но тенденция наметилась очевидная.

Икебана, суши, айкидо

В любом случае, для желающих заниматься айкидо, сейчас нет никаких препятствий. Практически во всех крупных городах функционируют клубы различных стилей айкидо, входящие в состав тех или иных федераций. Регулярно проводятся семинары японских мастеров, экзамены на ученические и мастерские степени. Айкидо стало таким же привычным и доступным для изучения как и традиционные самбо, дзюдо, вольная или греко–римская борьба.

17.05.2010